Правила аттестации педагогических работников в казахстане в 2022 году

Содержание

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Правила аттестации педагогических работников в казахстане в 2022 году». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Первая возможность роста предоставлялась только через 5 лет с начала профессиональной деятельности.
  • Дополнительные подъемы по карьерной лестнице были возможны только в исключительных случаях — через 2 года после предыдущего зачета учительских навыков.
  • Невозможно было сразу выйти на желаемый уровень квалификации, если не пройдены предыдущие шаги. Профессионализм и знания в расчет не брались.
  • Давалась субъективная оценка самой работе педагогических работников, но не их просвещенности и компетенции (отсутствовало тестирование).
  • Для того чтобы подготовиться к аттестации требовалось затратить немало времени на подготовку отчетности о проделанной работе в разных направлениях: во внеурочной деятельности, в событиях школы, в задействовании родителей, самообразовании.

Аттестация педагогических работников в 2022 году

Новая форма аттестации немного смущает тех учителей, которые уже много лет отдали образовательной деятельности. Ведь им придется подтвердить свою высокую квалификацию, показав насколько эффективна их деятельность и как хорошо они знают предмет.

Аттестация учителей по-новому

Некогда престижная и уважаемая профессия учителя в последнее время потеряла свою привлекательность из-за барьеров устаревшей системы взращивания педагогических кадров. Российское правительство, зная, как обстоят дела в этой сфере, приняло решение реформировать изжившую себя систему оценки профессионализма новых педагогов и тех, кто имеет за плечами немалый опыт преподавания. Рассмотрим эту инициативу более детально.

Немногим ранее, в августе, заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина рассказала, что будет создана возможность прохождения аттестации учителей «в два клика», то есть никаких больше сборов грамот, благодарностей и открыток от родителей — дополнительные действия аттестуемых сократятся до минимума. Добавила она и то, что для новой системы понадобится современная техническая база.

Аттестация педагогов: каких изменений ждать

  1. Новая модель аттестации педагогических работников в 2022 году будет состоять из трёх частей — профессиональная задача, видеосъёмка урока и диагностическая работа. На первые два пункта отводилось по 10—12 дней, на последний — 4 часа.
  2. В рамках первой части аттестуемым были предложены восемь задач, из которых нужно было решить две на выбор.

Что ожидать?

  1. Отсутствие инструментов для объективной оценки уровня реальной квалификации педагога.
  2. Отсутствие у учителей стимула повышать знания в области своего предмета, в сфере психологии и педагогики.
  3. Не мотивирует осваивать и совершенствовать новые профессиональные компетенции.
  4. Отсутствие объективной взаимосвязи между квалификацией учителей.
  5. Необоснованный объём отчётности.
  • по вертикали: через получение 1-й или высшей квалификационных категорий;
  • по горизонтали: благодаря ведению новых должностей от простого педагога (обеспечивающего качественное обучение учеников) до старшего (способного создавать индивидуальные, коррекционные программы), а потом ведущего учителя (наставника, который будет координировать работу своих коллег, дефектологов, психологов).

Важно! Точные формы, наполнение и уровни сложности ЕФОМов для педагогов пока еще находятся на стадии разработки и обсуждения, которые продлятся вплоть до 2022 года, а при необходимости корректировки будут вноситься позже.

Новые правила

Для выпускников ВУЗов перед устройством на работу в образовательное учреждение будет проводиться так называемый «входной» экзамен. Его процедура еще не утверждена, но предположительно будущему специалисту придется проверить навыки по основным направлениям деятельности (профильные знания, методические и коммуникативно-психологические аспекты работы). Далее спустя два года специалисту предстоит аттестация на соответствие должности «педагог», для которой готовятся упоминаемые выше ЕФОМы.

Рекомендуем прочесть:  Льготы По Выходу На Пенсию Для Лиц Проживавших В Зоне Льготного Экономического Статуса

лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, педагогический стаж не менее 4 лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям: соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-исследователь», кроме того, владеет навыками исследования урока и разработки инструментов оценивания, обеспечивает развитие исследовательских навыков обучающихся, осуществляет наставничество и конструктивно определяет стратегии развития в педагогическом сообществе на уровне района, города, обобщает опыт на уровне области/городов Астаны, Алматы, наличие участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области/городов Астаны, Алматы;

лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образование по специальности, педагогический стаж не менее 5 лет, соответствующие к следующим профессиональным компетенциям: соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-исследователь», кроме того, имеет авторскую программу или является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, получивших одобрение на Республиканском учебно-методическом совете, обеспечивает развитие навыков научного проектирования, осуществляет наставничество и планирует развитие сети профессионального сообщества на уровне области, является участником республиканских и международных конкурсов и олимпиад или подготовил участников республиканских и международных конкурсов и олимпиад.

Заявление на аттестацию педагогических работников

лица, имеющие высшее педагогическое и профессиональное или техническое и профессиональное образовани е по специальности, без предъявления требований к стажу работы, соответствующие следующим профессиональным компетенциям: знает содержание учебного предмета, учебно-воспитательного процесса, методики преподавания и оценивания; планирует и организует учебно-воспитательный процесс с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся, способствует формированию общей культуры обучающегося и его социализации, принимает участие в мероприятиях на уровне организации образования, осуществляет индивидуальный подход в воспитании и обучении с учетом потребностей обучающихся, владеет навыками профессионально-педагогического диалога, применяет цифровые образовательные ресурсы;

83. Экспертный совет направляет листы оценивания портфолио аттестуемых на присвоение (подтверждение) квалификационной категории по форме согласно приложению 14 к настоящим Правилам и заключение экспертного совета по комплексному аналитическому обобщению итогов деятельности аттестуемого на квалификационную категорию в аттестационную комиссию соответствующего уровня в срок до 31 июля и 20 декабря текущего года по форме согласно приложению 15 к настоящим Правилам.

4) организация, ответственная за проведение национального квалификационного тестирования, за день до тестирования готовит и регистрирует все компьютеры, используемые во время тестирования, распечатывает посадочный лист по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам;

Параграф 1. Порядок и условия проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования

46. В день проведения тестирования представителем Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство) распечатывается посадочный лист аттестуемого (с программным обеспечением для проведения в электронном формате) по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам. Аттестуемые занимают место, соответствующее номеру в посадочном листе.

Рекомендуем прочесть:  Можно ли после смерти получит ветерана боевых действий

Сноска. Правила дополнены пунктом 94-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 29.06.2022 № 316 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

10) педагогические работники и приравненные к ним лица — лица, занимающие должности, указанные в перечне должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2022 года № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц»;

Параграф 2. Порядок и условия проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования и специальные учебные программы

8. Списочный состав аттестуемых утверждается решением коллегиального органа организации образования ежегодно до 10 июня и представляется в районные (городские) отделы образования, управления образования областей, городов Астаны, Алматы и Шымкента, уполномоченный орган в области образования (для республиканских подведомственных организаций).

  • Нынешняя аттестация не всегда показывает реальное положение вещей. Например, для прохождения проверки учитель обязан провести открытый урок. Педагог проводит его так, как ему удобно, по той теме, в которой он сам разбирается – а значит, такая “проверка” по факту ничего не показывает;
  • Педагогу необходимо хранить большое количество бумаг (дипломы, грамоты, сертификаты, дипломы о прохождении дополнительных курсов и т.д.);
  • В каждом регионе разрабатывается свой собственный способ аттестации (в одних областях России проводится мониторинг знаний учащихся, которых “ведет” данный преподаватель; в других внимание обращается лишь на заслуги педагога; а в третьих необходимо провести очный открытый урок). Из-за этого государство не может выполнить объективное сравнение и понять, как отличается уровень образования в разных региональных единицах;
  • Имеющаяся аттестация никак не влияет на карьерный рост и заработную плату преподавателя.

Аттестация учителей в 2022 году

Еще в 2022 году министр образования Ольга Васильева, давая интервью известному телеканалу, сообщила, что готовится масштабная реформа проведения аттестаций для педагогов. А уже в 2022 году была проведена тестовая апробация данной модели проверки компетентности преподавательского состава. Ее уже прошли 615 преподавателей и около 500 студентов педагогических направлений.

Как будет проходить аттестация учителей в 2022 году?

Несмотря на то, что данный этап аттестации не является на сто процентов объективным (ведь проверить честность отзывов невозможно), он все равно был приписан к новой форме аттестации в качестве её четвертой ступени. Директору образовательного учреждения необходимо написать отзыв о проверяемом преподавателе; кроме того, свой отзыв должны оставить выпускники школы.

Тем не менее необходимо помнить, что точного чернового варианта ЕФОМ для специалистов в сфере образования еще пока не представлено. Проект находится на подготовительном этапе, который будет идти до 2022 года. Все изменения и замечания будут собираться и включаться в дальнейшем.

Новая аттестация педагогических работников с 2022 года

  1. Профильное письменное тестирование, направленное на проверку не только знаний темы, но и систематических способностей педагога (примерное время, выделенное на прохождение, 2 часа). Оценка суммируется на основе не только профессиональных качеств, но также и умения тестируемого сделать урок интересным для обучающихся.
  2. Видеокарточка, на которой учитель демонстрирует стандартный учебный период. Это необходимо для оценки способностей в общении, а также и психолого-воспитательных навыков. Проходящий аттестацию с 2022 года педагогический работник должен показать подготовленный им пример стандартного урока, дополнив образцами работ, выполненных учениками и проверенных тестируемым. Здесь основное внимание уделяется способностям учителя вызвать интерес, побуждающий к более углубленному изучению предложенной темы, общий вид всего обучающего процесса.
  3. Ситуационная педагогическая задача, направленная на углубленную проверку умственных и коммуникационных навыков. Необходимо на основе предложенной в задании ситуации подготовить цели и порядок действий, отражающие способность педагога к быстрой реакции. Например, как быть при появлении в классе «белой вороны».
Рекомендуем прочесть:  Патент для ип на 2022 год стоимость московская область

Другие нормы

Новый подход к тестированию и проверке должен значительно повлиять на процедуру оценивания уровня знаний преподавателя. Уже в 2022 году новая система проверки специалистов сферы образования должна защитить их от бумажной волокиты, а сама аттестация будет проводиться прямо на рабочем месте испытуемого. При вынесении решения будут учитываться фактические навыки: знание преподаваемого предмета, способность привлечь внимание учеников в течение урока и многое другое.

  1. Оценку индивидуализации обучения (видеоурок) и оценку формирования универсальных учебных действий (решение профессиональных задач).
  2. Оценку формирования универсальных учебных действий (видеоурок) и оценку индивидуализации обучения (решение профессиональных задач).

В 2022 году Президент РФ в Поручении №Пр-15ГС (п. 1 г) отметил необходимость создания национальной системы учительского роста, то есть установления для педагогов уровней, определяющих их степень профессионализма, а также необходимость разработки соответствующей аттестации. После чего Приказом Минобразования №703 от 26.07.2022 была введена национальная система учительского роста, которая включает в себя создание межведомственных комиссий, перечень субъектов РФ, участвующих в «пилоте» и т. д.

Единые федеральные оценочные материалы

  1. Профессиональный экзамен, как вход в профессию для молодых специалистов.
  2. Подтверждение соответствия занимаемой должности.
  3. Получение первой категории.
  4. Получение высшей категории.
  • Трудоустроиться без опыта довольно проблематично, так как работодатели ждут в команду опытных и надежных сотрудников с хорошим послужным списком.
  • Оклад начинающего учителя предельно скромен, так как отсутствует выслуга лет, следовательно — и надбавки к зарплате.
  • Аттестация старого образца носит подчас формальный характер (зависит от степени «дружбы» с администрацией), поэтому в начале профессионального пути подъем по карьерной лестнице идет медленными темпами, а порою годами не сдвигается с места.

Аттестация педагогических работников в 2022 году

Новая форма аттестации немного смущает тех учителей, которые уже много лет отдали образовательной деятельности. Ведь им придется подтвердить свою высокую квалификацию, показав насколько эффективна их деятельность и как хорошо они знают предмет.

Предпосылки появления новой системы аттестации учителей

Аттестация учителей затронет тех профессионалов, которые уже перешагнули пятилетний барьер по стажу, а также тех, кто собирается повысить свой уровень и продвинуться по карьере. Стимулировать быстрый подъем в образовательной деятельности правительство намерено установлением ощутимой разницы в окладах первой ступени и наивысшей. Эта разница в 2022 году составит 50 тыс. рублей. Если сравнивать нынешние ставки, то их разрыв сейчас — 16 тыс. рублей.

Процедура государственной аттестации осуществляется в иной форме контроля с посещением на основании инициативного обращения организации образования для получения заключения о соответствии ее деятельности требованиям государственного общеобязательного стандарта образования, не связанного с получением разрешительных документов.

Об утверждении Правил государственной аттестации организаций образования

10. Для обеспечения единого подхода и прозрачности при проведении государственной аттестации уполномоченным органом разрабатываются и утверждаются программы и методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации и самооценки организаций образования, текст которых размещается на официальном сайте соответствующего уполномоченного органа.

Правила
государственной аттестации организаций образования

Примечание РЦПИ!
Подпункт 6) пункта 30 предусмотрена в редакции постановления Правительства РК от 24.12.2022 № 871 (вводится в действие с 01.01.2022).
Примечание РЦПИ!
Данная редакция подпункта 6) пункта 30 действует до 01.01.2022 в соответствии с постановлением Правительства РК от 24.12.2022 № 871.

Оцените статью
Правовая защита населения