Как отразить в бухучете бюджетного учреждения доходы и расходы, излишне понесенные страховщиком 2022

Содержание

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Как отразить в бухучете бюджетного учреждения доходы и расходы, излишне понесенные страховщиком 2022». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обоснование вывода:
В ситуации, когда компенсация коммунальных и эксплуатационных расходов осуществляется на основании отдельного договора, ее следует рассматривать в качестве дохода бюджетного учреждения и соответствующим образом отражать в учете.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2022 N 65н, на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ относятся доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат, в том числе доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией государственного (муниципального) имущества, закрепленного на праве оперативного управления. Таким образом, поступление дохода в возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов относится на статью 130 КОСГУ.
Согласно нормам п.п. 197, 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее — Инструкция N 157н), в бюджетном учреждении поступающие доходы могут учитываться на счетах 205 00 «Расчеты по доходам» и 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам».
При этом на счете 205 00 отражаются расчеты по суммам:
— доходов (поступлений), начисленных в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, а также при выполнении субъектом учета возложенных согласно законодательству Российской Федерации на него функций;
— поступивших от плательщиков предварительных оплат.
С использованием счета 205 00 «Расчеты по доходам» отражается начисление и поступление доходов, которые связаны с осуществлением уставных (основных) видов деятельности бюджетного учреждения (смотрите абзац 7 п. 93 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2022 N 174н, далее — Инструкция N 174н). Такие доходы учреждение заранее может спланировать.
Доходы по компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, получаемые в рамках предусмотренной уставом учреждения деятельности по предоставлению в аренду помещений, могут быть отражены в учете с использованием балансового счета 205 31. Кроме того, на использование в рассматриваемой ситуации счета 205 31 указывает заключение отдельного договора на компенсацию коммунальных и эксплуатационных расходов, то есть речь идет о планируемых доходах.
В свою очередь, на счете 209 00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» помимо сумм возмещения недостач, ущерба подлежат отражению, в частности, расчеты по компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, иным доходам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности учреждения, не отраженные на счетах расчетов 205 00 «Расчеты по доходам». Как правило, поступление доходов, отраженных на счете 209 00, учреждение не может заранее спланировать, то есть речь идет о разовых, непостоянных доходах. Примером подобных доходов могут служить доходы от реализации имущества, доходы, полученные в виде страхового возмещения, в том числе по ОСАГО, КАСКО и т.п.
Таким образом, положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 174н определены общие правила отнесения доходов на счет 205 00 или 209 00, исходя из которых можно сделать вывод о том, что доходы, получаемые бюджетным учреждением в соответствии с договором о компенсации коммунальных и эксплуатационных расходов, целесообразно отражать с использованием счета 205 31. Аналогичное мнение высказывалось в разъяснениях уполномоченных органов по подобному вопросу*(1).
Вместе с тем конкретный перечень доходов, которые бюджетное учреждение будет отражать с использованием счета 205 00 или 209 00, целесообразно закрепить в положениях учетной политики.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поступление доходов в качестве компенсации произведенных бюджетным учреждением коммунальных и эксплуатационных расходов может быть отражено в бухгалтерском учете с использованием счета 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг».

Рекомендуем прочесть:  Как правильно рассчитать компенсациб ща отпуск за май 2022

По дебету какого счета (205.31. или 209.30) бюджетному учреждению следует отражать начисление доходов от возмещения арендатором затрат по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг, если учреждением отдельно заключается договор аренды (например, нежилого помещения) и параллельно этому договору заключается договор на компенсацию коммунальных и эксплуатационных расходов?

————————————————————————
*(1) Смотрите, например, ответ С.С. Бычкова, государственного советника РФ 3-го класса, заместителя директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России на Вопрос: как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения-арендодателя отразятся операции по расчетам с арендатором по арендным платежам и возмещению расходов в части потребленных им коммунальных услуг?

  • исключена норма о применении ПБУ 16/02 при составлении сводной бухгалтерской отчетности;
  • исключены нормы, определявшие порядок создания и использования резервов, связанных с прекращением деятельности, а также раскрытия информации о них в бухотчетности (этот порядок регулирует ПБУ 8/2022 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», утв. приказом Минфина от 13.12.2022 № 167н;
  • признана избыточной и исключена норма, согласно которой порядок признания и оценки величины снижения стоимости активов определяли в соответствии с правилами, установленными положениями по бухучету, применяемыми к этим активам;
  • уточнен порядок определения периода, когда организация обязана раскрывать информацию по прекращаемой деятельности: с отчетного года, в котором деятельность признана прекращаемой, до отчетного периода включительно, когда завершены расчеты, связанные с получением доходов и выполнением обязательств, связанных с прекращением деятельности (ранее – до момента, когда программа по прекращению деятельности фактически выполнена, хотя фактически расчеты по завершенной программе могли быть и не закончены);
  • исключены указания на виды доходов и расходов, включаемых в финансовый результат деятельности (прочие доходы, прочие расходы);
  • отсылка на ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» при отражении последствий признания деятельности прекращенной заменена отсылкой на порядок, предусмотренный для учета событий после отчетной даты;
  • определено, что в случае отмены программы по прекращению деятельности корректировке подлежит стоимость объектов бухучета, признанных ранее в соответствии с ПБУ 16/02 (до 2022 г. речь шла о суммах признанных ранее резервов, а также убытков от снижения стоимости активов к восстановлению);
  • наименования строк отчета о финансовых результатах в приложении к ПБУ 16/02 приведены в соответствие с формой этого отчета, утвержденной приказом Минфина от 2 июня 2022 г. № 66н в редакции приказа от 19 апреля 2022 г. № 61н.
  • скорректирован перечень активов, к которым применяют надбавки к коэффициентам риска (например, теперь кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по кредитам на потребительские цели не включают требования по образовательным кредитам с господдержкой, а по ипотечным кредитам – требования по кредитам, предоставленным в рублях на приобретение жилья с господдержкой, если показатель долговой нагрузки заемщика не превышает 60%);
  • уточнен срок вступления в силу и применения решения совета директоров ЦБ об увеличении размера надбавок для отдельных видов активов;
  • расширен перечень документов, подтверждающих доходы физлиц, зарегистрированных как ИП, используемых при определении величины среднемесячного дохода заемщика;
  • уточнен порядок расчета показателя долговой нагрузки заемщика (в т. ч. продолжительность расчетного периода при определении вмененного дохода заемщика увеличена с 12 до 24 календ. месяцев);
  • скорректированы перечень расшифровок кодов активов, матрица надбавок к коэффициентам риска.

Когда не надо применять ПБУ 13/2000

  • возникновением (погашением) временных разниц в отчетном периоде;
  • изменениями правил налогообложения (в т. ч. ставок);
  • признанием (списанием) отложенных налоговых активов в связи с изменением вероятности того, что организация получит налогооблагаемую прибыль в последующих отчетных периодах.

Если допущенная в прошлом отчетном периоде ошибка не повлекла за собой искажения баланса, ее можно оставить в неизменном виде. Достаточно составить бухгалтерскую справку о признании ошибки (форма 0504833).

Минфин России разработал проект нового Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (ФСБУ) «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Предполагается, что документ вступит в силу с 1 января 2022 года. Как, согласно новому стандарту бухгалтерского учета, изменится порядок исправления ошибок в уже сданных отчетах? Что надо будет предпринять бухгалтеру, чтобы избежать штрафов за недостоверность отчетов? Об этом рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур.

Рекомендуем прочесть:  Минимальная пенсия в башкирии по 3 группе

Порядок исправления «старых» ошибок

Прежде чем начать работу над ошибками, бухгалтер должен убедиться, что в учетной политике учреждения указаны допустимые способы исправления ошибок. При разработке этих положений государственные и муниципальные учреждения ориентируются на пункт 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н (далее — Инструкция № 157н). Ожидается, что после вступления в силу нового ФСБУ, в данную Инструкцию будут внесены изменения. В частности, расширится список допустимых способов исправления ошибок. Все перечисленные в Инструкции № 157н и указанные в учетной политике учреждения способы исправления ошибок станут обязательными для самого учреждения, а у проверяющих не возникнет по ним вопросов.

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию. На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч. 98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.

Учет субсидий в бухгалтерском учете

В мае 2022 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2022 по май 2022 – 12 мес.

Похожие публикации

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

На товары/работы/услуги, облагаемые НДС, учреждение обязано начислить сумму налога в момент зачисления средств от их реализации. В расчете следует использовать алгоритм расчета авансов (ставки 10/110 или 18/118). В дальнейшем начисленные суммы НДС можно принять к вычету.

Бюджетный учет: доходы и расходы будущих периодов

Еще раз хочется обратить внимание, что расходы будущих периодов — это не авансы, эти средства уже потрачены учреждением, и возврат их невозможен, в отличие от авансовых платежей. И здесь часто возникают споры: к какому виду затрат отнести подписку на периодические СМИ и как учесть НДС. Существует точка зрения, согласно которой стоимость подписки следует отнести к авансам, если в договоре прописана обязанность издателя с определенной периодичностью предоставлять учреждению экземпляры печатных или электронных изданий в течение срока подписки. Если в договоре не указана такая обязанность, то потраченные суммы следует причислить к расходам будущих периодов.

Как вести учет

Пример 1. Научными сотрудниками Института тяжелых металлов была разработана «Электронная энциклопедия изотопов». В декабре текущего года неисключительные права на данный программный продукт были предоставлены другой организации на один год. Стоимость составила 36 000 рублей (НДС не облагается). Институт получил указанную в договоре сумму полностью и отнес ее к коммерческой, приносящей доход деятельности.

Согласно нормам, п. 134 Инструкции 157н порядок отнесения затрат на себестоимость, способ их распределения и периодичность списания учреждение должно разработать и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Базой для распределения могут быть: прямые затраты, материальные затраты, объем выручки или иной показатель, характеризующий результат деятельности учреждения.

В учетной политике учреждения задаются правила распределения общепроизводственных (109.70) и общехозяйственных (109.80) расходов на себестоимость услуг, прямые затраты на которые собраны на счете 109.60 («Главное»«Организации, карточка учреждения»«Учетная политика» – закладка «Производство» – гиперссылка «Методы распределения общих затрат»).

Отражение планов по поступлениям и выбытиям

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике, распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг – если учреждение оказывает более одного вида услуг (работ, продукции). В части не распределяемых расходов затраты относятся на увеличение расходов текущего финансового года — счет 401.20.000. Например, для учета расходов, не связанных с приносящей доход деятельностью (п. 135 Инструкции № 157н).

Рекомендуем прочесть:  Химки норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 2022

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

Понятие и особенности бюджетного учета

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2022 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

Срок и порядок представления заявления о финансовом обеспечении проведения СОУТ в орган ФСС РФ, а также перечень документов, необходимых для обоснования финансирования расходов на проведение СОУТ, установлены п. 4 Правил.

Выпуск от 19 мая 2022 года

Напомним, что порядок включения расходов, относящихся к расходам по обычным видам деятельности, в себестоимость продукции устанавливается учетной политикой организации на основании правил, установленных отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету. Это следует из совокупности норм п. 10 ПБУ 10/99, п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2022), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2022 N 106н.

Схемы корреспонденций счетов

Финансирование затрат в данном случае производится путем зачета Фондом суммы предоставляемого финансового обеспечения в счет уплаты суммы начисленных организацией страховых взносов. Следовательно, задолженность ФСС РФ по выделенному финансированию погашается, а задолженность организации перед ФСС РФ по уплате начисленных страховых взносов уменьшается на сумму такого финансирования.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Учет субсидий в бухгалтерском учете

За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2022 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2022 по 30 июля 2022 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:

Возврат субсидий

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию. На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч. 98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.

Алгоритм исправления недочетов зависит от типа налогов, по которым произошло завышение платежа из-за неучтенных расходных операций. В отношении НДС с налогом на прибыль можно скорректировать показатели прошлых лет или отразить все в текущем периоде. Пошагово это выглядит так:

НАПРИМЕР. Если забыть учесть расходы, связанные с приобретением основного средства, налог на прибыль будет завышен, но отсутствие в учете данных о новом активе приведет к недоплате налога на имущество.

Алгоритм действий субъекта хозяйствования

Отражение корректировок в бухгалтерском учете должно производиться в прошлом году, если отчетность по нему еще не утверждена. В ситуациях с утвержденными формами бухгалтерских отчетов внесение изменение производится текущим отчетным периодом. При обнаружении расходов, которые не были показаны в учете и произошли в прошлом, делается проводка Д91.2 (84) и К60 (76).

Оцените статью
Правовая защита населения