Какая камеральная проверка при неправильном исчислении взносов в расчете по страховым взносам

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Какая камеральная проверка при неправильном исчислении взносов в расчете по страховым взносам». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если суммы по этим строкам двух отчетов не сходятся — вовсе не значит, что допущена ошибка. Доходы в 6-НДФЛ и РСВ 2022 необязательно должны быть равны. Например, в строке 020 расчета по НДФЛ указываются доходы без сумм пособий по материнству и уходу за ребенком, при этом в строку 030 РСВ 2022 данные выплаты включаются наряду с другими доходами.

  • Если при заполнении расчета по страховым взносам 2022 компания допустила ошибку в персональных данных сотрудника или указала неверные суммы страховых взносов, и расчет по этой причине не был принят, нужно подать корректировочный отчет с номером 0.
  • Если ошибок в персональных данных нет, но есть иные неточности, которые привели к занижению сумм страховых взносов, то подается уточненка с последовательными номерами корректировки (1, 2 и т.д.). В уточняющем Расчете нужно заполнить общие обязательные разделы и Раздел 3 на сотрудника, по которому выявлены ошибки, приведшие к занижению сумм взносов.
  • Если в РСВ 2022 имеют место ошибки, которые не повлияли на взносы или ошибка стала причиной их завышения при уплате, то в Налоговую достаточно подать просто пояснение.

Пояснение расхождений РСВ 2022 с 6-НДФЛ

Стоит отметить, что уже имеют место рассылаемые налоговыми инспекторами требования по камеральным проверкам РСВ 2022 за первый квартал. Среди прочих следует выделить три наиболее часто встречающиеся причины запроса контролерами пояснений и документов.

Заметим, что в данном случае неуплаченная сумма страховых взносов определяется на 30-е число месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Штраф рассчитывается в размере 5% от неуплаченной суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании данного расчета, за каждый полный или неполный месяц (Письмо ФНС РФ от 09.11.2022 № ГД-4-11/22730@). Причем, если на указанную дату страховые взносы уплачены в полном объеме (в том числе в случае нарушения срока их уплаты до названной даты), сумма штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам устанавливается в размере 1 000 руб.

Нередко у учреждения-страхователя возникает вопрос: вправе ли налоговый орган затребовать от страхователя дополнительные документы, кроме представленного расчета по страховым взносам? По общему правилу объектом проверки является расчет по страховым взносам, форма и порядок заполнения которого утверждены Приказом ФНС РФ № ММВ-7-11/551@ (далее – Порядок № ММВ-7-11/551@).

Об ошибках, обнаруженных в расчете

Заметим, что при камеральной проверке акт составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, только если ФНС выявила нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Если расчет прошел проверку и ошибок нет, то, соответственно, акт не формируется.

Представить пояснения по страховым взносам в налоговую инспекцию необходимо в течение 5-ти рабочих дней с момента получения требования. Передавать пояснения в ИФНС нужно в обязательном порядке, поскольку согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ хозяйствующий субъект будет оштрафован на 5 000 руб. за несвоевременное сообщение либо несообщение необходимой информации в ИФНС. Повторное деяние подобного рода наказывается штрафов в размере 20 000 руб.

Пояснение в ИФНС по страховым взносам (образец)

Компания не подает в ИФНС какое-либо заявление для установления права использовать пониженный тариф по страховым взносам, а налоговики видят эту информацию по РСВ. Для подтверждения указанного права они могут выслать требование о предоставлении документов, на основании которых используются льготные ставки по страхвзносам.

Общие моменты по представлению пояснений в ИФНС

  • в правом верхнем углу указать наименование адресата — налоговой инспекции, на требование которой даются объяснения;
  • указать полные реквизиты компании (если документ оформляется не на фирменном бланке), в противном случае достаточно указать краткие реквизиты;
  • ниже проставить исходящие данные документа — дату и номер;
  • зафиксировать реквизиты требования, на которое дается пояснение;
  • изложить в подробной форме пояснения по вопросам, заданным налоговой инспекцией, с указанием норм законодательства (по возможности). Данный раздел необходимо заполнить не только с описательной стороны, но также добавить к нему перечень документов, подтверждающих те или иные моменты;
  • проставить подписи и ФИО должностных лиц.
Рекомендуем прочесть:  Могут ли приставы за долги забрать гараж

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Частью 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Нарушение порядка проведения камеральной проверки является основанием, влекущим прекращение всех правовых последствий материалов такой проверки, иными словами, плательщик не может быть привлечен к ответственности по результатам камеральной проверки, если эта проверка проведена с нарушением норм законодательства.
В силу ч. 3 ст. 34 Закона N 212-ФЗ если камеральной проверкой выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12.07.2022 N 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
В Постановлении от 01.08.2022 N А82-9454/2022-27 ФАС Волго-Вятского округа указал, что налоговый орган обязан при выявлении в представленной декларации ошибок или противоречий истребовать у проверяемого лица необходимые пояснения.
Таким образом, данный вывод можно применить и при проведении органами контроля в рамках камеральной проверки расчета по страховым взносам. Следовательно, если орган контроля выявил в представленном расчете ошибки или противоречия, он должен истребовать у плательщика взносов необходимые пояснения и только после этого выносить решение о привлечении к ответственности.
Закон N 212-ФЗ предусматривает сроки проведения камеральной проверки и сроки, предоставляемые плательщику страховых взносов для передачи в орган контроля уплаты страховых взносов необходимых пояснений и исправлений, равные срокам, установленным ранее действующим законодательством по уплате ЕСН (ст. 88 НК РФ).
Закон N 212-ФЗ не содержит такого понятия, как «повторная камеральная проверка».
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона N 212-ФЗ плательщик страховых взносов, представляющий в орган контроля за уплатой страховых взносов пояснения относительно выявленных ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании ч. 5 ст. 34 Закона N 212-ФЗ лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона N 212-ФЗ.
В силу ч. 6 ст. 34 Закона N 212-ФЗ, если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.
В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона N 212-ФЗ при проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В связи со смежностью предметов регулирования к правоотношениям в сфере уплаты страховых взносов по аналогии могут быть применены нормы законодательства о налогах и сборах.
Существует проблема: правомерно ли со стороны органа контроля за уплатой страховых взносов в ходе камеральной проверки истребовать все документы, касающиеся хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов?
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 01.07.2004 N А66-9798-03 указал, что если в требовании налогового органа о представлении документов не содержится четкого названия запрашиваемых документов, то такое требование может быть признано недействительным, если налогоплательщик по каким-либо причинам не представил запрашиваемые документы в налоговый орган или нарушил срок представления документов.
Указанный вывод можно отнести и к отношениям в сфере уплаты страховых взносов.

Комментарий к статье 34 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: Камеральная проверка

Рекомендуем прочесть:  Какие мервы притяты в ставропольском крае по безработице

Статья 34. Камеральная проверка

Пример.
Суть спора.
В ходе камеральной налоговой проверки правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на имущество налоговая инспекция истребовала у налогоплательщика ряд документов. Налогоплательщик заявил об отказе в исполнении требования о представлении документов.
Решением налогового органа налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за непредставление истребованных документов в виде штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ. По мнению налогоплательщика, истребование налоговым органом в порядке камеральной проверки любых документов, относящихся к хозяйственной деятельности проверяемого, неправомерно.
Позиция суда.
Решением суда первой инстанции признано недействительным решение налогового органа о привлечении истца к ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Суд кассационной инстанции одобрил решение нижестоящих судов и сделал следующие выводы.
Истребование налоговым органом документов, перечисленных в письме к налогоплательщику, противоречит сущности камеральных проверок, позволяя налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку, для проведения которой установлен особый порядок.
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.
Согласно ч. 1, 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В соответствии с ч. 3 и 4 указанной статьи, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Анализируя указанные положения, суд пришел к обоснованному выводу, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика; им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2003 N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1).

  • о привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые в свою защиту лицом, в отношении которого проводилась проверка, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающих данные правонарушения, а также применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и сумма соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В данном решении могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Рекомендуем прочесть:  Льготы Проживающим В Чернобыльской Зоне Брянская

Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, установленный Федеральным законом N 212-ФЗ, в целом аналогичен порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Камеральные проверки страховых взносов и ЕСН: отличия

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение десяти дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.

Вернемся к приведенному выше примеру. В этом случае при заполнении уточненного расчета корректируются показатели раздела 1 ранее представленного расчета за полугодие. В него включается раздел 3, содержащий сведения в отношении лица, которому сделан перерасчет, с корректными показателями (уменьшенными суммами) в подразделе 3.2 — с номером корректировки, отличным от «0», но с тем же порядковым номером (строка 040), что и в первичном расчете.

Плательщик обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ, при обнаружении в поданном им расчете следующих фактов (п. 1.2 Порядка заполнения расчета по страховым взносам, утв. Приказом ФНС России от 10.10.2022 № ММВ-7-11/551@, далее — Порядка):

Обнаружены ошибки в анкетных данных

Каков порядок подачи уточненного расчета при уменьшении базы для исчисления страховых взносов за предшествующие отчетные периоды? Как быть с отрицательными значениями и что делать, если допущена ошибка в анкетных данных застрахованного, забыли включить сотрудника в расчет или включили лишнего?

Потому по требованию контролеров рекомендуем представить наиболее полный комплект документов, которыми компания сможет подтвердить, что конкретные выплаты не являются облагаемыми взносами. Если пропустить какой-либо документ, налоговики могут сделать вывод, что выплаты не являются необлагаемыми и произвести доначисление взносов.

Как исправить Расчет страховых взносов после его камеральной проверки

Стоит отметить, что уже имеют место рассылаемые налоговыми инспекторами требования по камеральным проверкам РСВ 2022 за первый квартал. Среди прочих следует выделить три наиболее часто встречающиеся причины запроса контролерами пояснений и документов.

Какие документы требуется представить в ИФНС по взносам?

Если из требования налоговиков непонятно, какие именно бумаги им необходимо направить, отправьте уведомление о невозможности представить документы. Форма такого уведомления приведена в приложении к приказу ФНС РФ от 25.01.17 № ММВ-7-2/34@. В уведомлении укажите, что запрошенными бумагами вы не располагаете и попросите более точно указать, какие именно документы требуются налоговыми инспекторам.

alla2223, просто распишите им какие суммы не облагались и что это за выплаты такие
проконтролируйте, что бы всё что вы расписали сошлось с суммами в отчёте
не нужны там сканы — выполняйте то что просили: вас просили пояснить — поясните, не нужно в таких местах делать лишнее: от лишней работы только хуже потом бывает
если им приспичит — сами попросят

Тема: Требование налоговой по РСВ

Если орган ФСС России посчитает, что расходы плательщик произвел с нарушением законодательства, он сообщает в инспекцию о непринятии их к зачету. После этого инспекция вправе взыскать с плательщика возникшую недоимку (ч. 6 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ), то есть плательщику потребуется доплатить взносы в сумме затрат, не принятых к зачету.

Опции темы

Если сумма расходов за отчетный (расчетный) период превысила сумму исчисленных взносов на социальное страхование, заполняется дополнительно строка 120 раздела 1 расчета (с разбивкой по месяцам по строкам 121 – 123). В ней отражается величина превышения выплаченных пособий над суммой взносов. В этом случае взносов к уплате не возникает, что следует из п. 5.21 Порядка заполнения расчета.

Оцените статью
Правовая защита населения