Льготы При Переселении Из Ветхого И Аварийного Жилья В Хмао

Скажите пожалуйста, сколько положено м 2 на человека при расселении из аварийного жилья в ХМАО

Если семья нге признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то Вам будет предоставлена квартира равной по площади изымаемой квартиры согласно ст. 89 ЖК РФ. Совершеннолетнему ребенку отдельную квартиру не предоставят, но он на него также рассчитывается жилплощадь.

Статья 69. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма1. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Статья 10. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа1. Гражданам, вставшим на учет до 1 марта 2005 года в органах государственной власти автономного округа и учреждениях автономного округа в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда автономного округа, и состоящим на учете в соответствующих списках очередности, предоставляются свободные жилые помещения по норме предоставления.2. Норма предоставления жилого помещения для целей настоящей статьи устанавливается в размере:1) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения — на одного члена семьи из двух и более человек;2) 33 квадратных метра общей площади жилого помещения — на одиноко проживающего человек

Скажите пожалуйста, сколько положено м 2 на человека при расселении из аварийного жилья в ХМАО? Я в гражданском браке 18 лет, я и 2 ое разнополых детей прописаны по адресу и в ордер социального найма и один ребёнок достиг 22 летнего возраста, считается ли он отдельной семьёй?

Минимальная санитарная норма — это наименьшая допустимая площадь, на которой можно жить безопасно для здоровья. Ст. 105 и 106 Жилищного кодекса РФ устанавливают норматив для общежитий и маневренного фонда — 6 м² на человека.https://zen.yandex.ru/media/id/5c4dd6d762f08600ad42730c/jiliscnye-normativy-pri-rasselenii-avariinogo-i-vethogo-jilia-5c4ddb6d364f1f00acc1cee8

Муниципальная программа; Адресная программа Сургутского района по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

Координатор программы: департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района
Соисполнители программы: департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района
Участники программы: — департамент управления муниципальным имуществом
и жилищной политики администрации Сургутского района;
— департамент жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района
Цели программы: Ликвидация к 31 декабря 2022 года аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
в связи с физическим износом в процессе эксплуатации
Задачи программы: Переселение граждан в благоустроенные жилые помещения
из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Сургутского района и признанного до 1 января 2022 года
в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации
Перечень муниципальных образований – участников программы Органы местного самоуправления муниципальных образований Сургутского района:
— г.п. Белый Яр;
-г.п. Барсово;
— г.п. Лянтор;
— с.п. Солнечный
Целевые индикаторы и показатели программы: — количество граждан, переселённых из аварийного жилищного фонда;
— площадь жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, жители которых переселены в рамках выполнения мероприятий программы
Сроки реализации программы 01.05.2022 – 31.12.2022
Финансовое обеспечение муниципальной программы, в том числе: объёмы бюджетных ассигнований программы составят
88 076,44 тыс. рублей, в том числе по годам:
— в 2022 году – 47 478,60 тыс. рублей;
— в 2022 году – 40 597,84 тыс. рублей.
— в 2022 году – 0,00 тыс. рублей
— средства, предоставленные бюджету района за счёт средств федерального бюджета; за счёт средств, предоставленных бюджету района государственной корпорацией – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, составит 0,00 тыс. рублей:
— в 2022 году – 0,00 тыс. рублей;
— в 2022 году – 0,00 тыс. рублей;
— в 2022 году – 0,00 тыс. рублей
— средства, предоставленные бюджету района за счёт средств окружного бюджета; за счёт средств окружного бюджета, предоставленных бюджету района, составят 0,00 тыс. рублей:
— в 2022 году – 0,00 тыс. рублей;
— в 2022 году – 0,00 тыс. рублей;
— в 2022 году – 0,00 тыс. рублей
— собственные доходы и источники финансирования дефицита бюджета района; за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета района составят 88 076,44 тыс. рублей:
— в 2022 году – 47 478,60 тыс. рублей;
— в 2022 году – 40 597,84 тыс. рублей.
— в 2022 году – 0,00 тыс. рублей
Ожидаемые результаты: переселение 1 199* человек, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными в результате физического износа
в процессе их эксплуатации и подлежащими сносу, расселяемая площадь жилых помещений в которых составляет 15 795,65 кв.м
*без учёта граждан, проживающих в аварийных жилых помещениях на основании договоров аренды, служебного найма и т.п.
Подпрограммы программы: подпрограмма: «По переселению граждан из аварийного жилищного фонда»
Портфели проектов, проекты Ханты-Мансийского автономного округа − Югры, направленные, в том числе
на реализацию региональных составляющих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) Российской Федерации, параметры
их финансового обеспечения —

Проекты (портфели) проектов Сургутского района, направленные в том числе на реализацию региональных составляющих федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ) Российской Федерации (не вошедшие
в региональные проекты (портфели проектов), параметры их финансового обеспечения —

Муниципальная программа «Адресная программа Сургутского района
по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» (далее – муниципальная программа) разработана в соответствии с постановлением администрации Сургутского района от 07.08.2013 № 3407 «Об утверждении порядка решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ Сургутского района», распоряжением администрации Сургутского района от 29.08.2013 № 256-р
«Об утверждении перечня муниципальных программ Сургутского района».
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из самых острых социальных проблем на территории Сургутского района. У большинства граждан, проживающих в аварийных домах, отсутствует возможность самостоятельно приобретать жилые помещения удовлетворительного качества.
Предметом мероприятий является аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2022 года
в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Адресный перечень многоквартирных жилых домов, признанных до 1 января
2022 года в установленном порядке аварийными в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и подлежащих сносу или реконструкции (далее — аварийные многоквартирные дома), жители которых будут переселены в 2022 – 2022 годах
в соответствии с программой, приведён в таблице 1 к настоящей программе.
Значения понятий «аварийный жилищный фонд», «переселение граждан
из аварийного жилищного фонда», используемых в настоящей программе, соответствуют значениям указанных понятий в Федеральном законе от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
В целом, решение проблемы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов в рамках программы будет способствовать снижению социальной напряжённости в Сургутском районе, созданию безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, улучшению демографической ситуации и развитию строительной отрасли
в Сургутском район.

1.1. Настоящий порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов (далее — порядок) на реализацию мероприятия адресной программы Сургутского района по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее — программа) устанавливает механизм предоставления из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений Сургутского района (далее — поселения) иных межбюджетных трансфертов (далее — трансферты).
1.2. Трансферты предоставляются из бюджета Сургутского района бюджету поселения с целью финансового обеспечения расходных обязательств поселения при реализации мероприятий программы.
1.3. Трансферты носят целевой характер и предоставляются поселению на финансирование организации и выполнение работ по сносу жилых домов.
1.4. Трансферты предоставляются бюджету поселения в пределах утверждённых объёмов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаментом жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района (далее — департамент) на цели, указанные в пункте 1.3. настоящего порядка. Распределение объёмов трансфертов между бюджетами поселений утверждается решением Думы Сургутского района о бюджете Сургутского района на очередной финансовый год и плановый период.

Реализация программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также действующими нормативными правовыми и правовыми актами администрации Сургутского района, определяющими механизм реализации муниципальных программ.
Механизм реализации программы включает разработку и принятие нормативных правовых и правовых актов администрации Сургутского района, необходимых для выполнения программы, ежегодное уточнение перечня программных мероприятий
на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с фактически достигнутыми целевыми показателями реализации программы, а также связанные с изменениями внешней среды, информирование общественности о ходе и результатах реализации программы, финансировании программных мероприятий.
Координатором программы является департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района, который несёт ответственность за решение задач и достижение утверждённых значений показателей.
Исполнителями мероприятий программы являются:
— департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района;
— департамент жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Сургутского района:
— осуществляет выполнение мероприятий программы и контроль за выполнением мероприятий программы иными исполнителями.
Департамент управления муниципальным имуществом и жилищной политики администрации Сургутского района:
— осуществляет выполнение мероприятий программы и контроль за выполнением мероприятий программы иными исполнителями;
— осуществляет подготовку ежегодного отчёта о выполнении программы;
— осуществляет мониторинг реализации мероприятий программы.
Отчёт о ходе реализации программы за отчётный период должен содержать сведения о выполненных программных мероприятиях, результатах, достигнутых
в процессе реализации мероприятий программы, об использовании материальных
и финансовых ресурсов и пояснительную записку к ним. Пояснительная записка должна содержать анализ причин отклонений, оценку возможностей достижения запланированных конечных результатов программы.

Компенсация гражданам, постоянно проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа

10. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений.

погашение основного долга по кредиту (займу), полученному гражданином с компенсацией части процентной ставки и одновременного приобретения жилого помещения путем заключения договора купли-продажи жилого помещения в многоквартирных домах нового строительства, продавцами которого являются застройщики в соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и юридические лица, которые приобрели жилое помещение после окончания строительства по договору купли-продажи, уступки права требования у застройщика в случае, указанном в абзаце пятом пункта 1 настоящего Порядка.

Уведомление выдается претенденту уполномоченной организацией после доведения Департаментом строительства автономного округа утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на текущий год в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на текущий год и показателей (1650 — 2022 год; 2250 — 2022 год).

Результатом рассмотрения заявки является заключение между Департаментом строительства автономного округа и банком (организацией, предоставляющей займы) соглашения по реализации мероприятия либо отказ в подписании соглашения. Уполномоченная организация и банк (организация) заключают в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашения с Департаментом строительства автономного округа соглашение о порядке обмена информацией и перечислений денежных средств для предоставления компенсации части процентной ставки по кредитным договорам (договорам займа) участников мероприятия.

Рекомендуем прочесть:  Какой Операцией Отраззить Покупку Лицензии В Бюджетном Учете

36. Для участников мероприятия государственная поддержка оказывается в виде компенсации части процентной ставки по кредитам (займам) в размере, не превышающем 2 процентов годовых по кредитным договорам (договорам займа), заключенным в 2022 году, 1 процента годовых по кредитным договорам (договорам займа), заключенным в 2022 году, при привлечении кредитов (займов) на следующие цели:

Льготы При Переселении Из Ветхого И Аварийного Жилья В Хмао

переселение граждан в благоустроенные жилые помещения из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и признанного до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации;

Программа реализуется на территориях муниципальных образований автономного округа, в которых имеются многоквартирные дома, признанные до 1 января 2022 года в установленном порядке аварийными в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее — аварийные многоквартирные дома) и подлежащими сносу или реконструкции. Источником данных об аварийных многоквартирных домах является информационная система Фонда «АИС «Реформа ЖКХ», об общей площади расселяемых жилых помещений в многоквартирных домах — технические (кадастровые) паспорта.

Общая площадь непригодного для проживания (ветхого) и аварийного жилищного фонда на 1 января 2022 года составила 2599,5 тыс. кв. метров, из общего объема ветхого и аварийного жилищного фонда ветхий составил 1982,4 тыс. кв. метров, аварийный — 617,1 тыс. кв. метров. Количество ветхих и аварийных жилых зданий (домов) — 10243, из них 1393 аварийных. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде по состоянию на 1 января 2022 года занимал 7,7 процента, в том числе аварийный — 1,8 процента. В ветхом и аварийном жилищном фонде проживали 110,3 тыс. человек, в том числе в аварийном — 29,2 тыс. человек.

Очередность участия муниципальных образований в этапах программы определяется исходя из оценки наличия свободного муниципального жилищного фонда, сформированных земельных участков под строительство многоквартирных домов и объема строящихся многоквартирных домов с жилыми помещениями для продажи на рынке жилья.

Реализация программы осуществляется исходя из эффективности использования бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд), выбора наиболее экономически эффективных способов реализации программы с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан, выполнения мероприятий программы в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.04.2022 №104-п «Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2022-2025 годы», в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2022 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года, федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», достижения целевых показателей утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 №446-р, решения задач по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа город Мегион, признанного до 01.01.2022 в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации:

Например, сейчас в областном суде Томска рассматривается дело по дому 36/3 на улице Гоголя. Администрация пошла в суд и указала, что компенсация составляет 3 207 000 Р . Собственники не были с этим согласны. После экспертизы размер компенсации определили в 4 638 000 Р . Позже сумму компенсации за жилье удалось увеличить еще на 189 000 Р .

Как решить. Жильцы аварийных домов, недовольные сроками расселения, могут оспорить их, если докажут опасность проживания в доме. Для этого можно также провести независимую экспертизу и обратиться в межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания. В случае отказа — идти в суд.

Нормативный размер земельного участка определяется умножением общей площади жилых помещений на удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности. Так, для двухэтажного дома 1957 года удельный показатель будет 2,84. Для двухэтажки 1967 года — 2,72.

  1. Аварийное техническое состояние несущих строительных конструкций или многоквартирного дома в целом. Например, разрушения, повреждения или деформации, которые говорят об исчерпании несущей способности и опасности обрушения дома. Или крены, которые могут вызвать потерю устойчивости МКД.
  2. Расположение дома в зоне вероятных разрушений и техногенных аварий.
  3. Повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений и неравномерной просадки грунтов.

Нанимателям по договору соцнайма взамен жилья в аварийном доме предоставляют равнозначную по площади и количеству комнат квартиру — также в социальный наем. Предоставляемое жилье должно быть в пределах этого же населенного пункта, но речь о выборе района заселения не идет. А вот предоставить квартиру в другом населенном пункте региона могут только с согласия жильцов.

В 2022 году дом, где проживала семья Ивана Корюкина, признали аварийным. Новое жильё супруги-пенсионеры смогли получить лишь спустя три года. Предоставленная взамен аварийной квартира была также, как и прежняя, двухкомнатной, но гораздо большей площади, 72 «квадрата» и с доплатой почти в три млн рублей. Когда пенсионер понял, что не сможет заплатить такую сумму, он попросил власти Ханты-Мансийска предоставить ему взамен однокомнатную квартиру меньшей площади.

В проблему пенсионеров вмешались общественники. Они обратились в прокуратуру с просьбой провести проверку нарушения законных жилищных прав пенсионеров и дать оценку действиям властей Ханты-Мансийска. Ведь за три с половиной года им так и не предоставили подходящего жилья взамен изъятой в 2022 году квартиры.

В Сургуте в реестре жилищного фонда, признанного аварийным, на 1 января 2022 года числятся 163 дома, в которых проживают 1 066 семей или 3 320 человек. В ветхом фонде — 18 домов, в которых проживают 45 семей (173 человека). Всего в 2022 году из сургутских «авариек» расселено 1 756 человек, которым было предоставлено 122 благоустроенных жилых помещения и произведено 545 выплат на сумму более 2,1 млрд рублей.

Он также отметил, что ответчик может подать апелляцию, чтобы затянуть процесс. Нефедову устно уже сообщили, что денег на приобретение жилья нет. И предложили вместо одной трёхкомнатной квартиры две «однушки» в разных населённых пунктах. Естественно, такой ответ не устроил югорчанина. Он намерен дальше отстаивать свои права.

После того, как проблема была предана огласке, власти муниципалитета нашли подходящий вариант для пенсионеров — однокомнатную квартиру почти такой же площади, что и была у них в собственности ранее. Однако даже за неё чиновники требуют доплату, поскольку площадь на полметра больше той, что была раньше у Корюкиных.

Льготы При Переселении Из Ветхого И Аварийного Жилья В Хмао

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

Так, Нерюнгринский районный суд, отказывая в удовлетворении иска гр. К. о предоставлении ей другого жилья ввиду непригодности для проживания ныне занимаемого, исходил из того, что дом, в котором находится жилое помещение истца, хоть и признан аварийным и подлежащим сносу, физический износ составляет 82 %, однако он включен в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО «Город Нерюнгри» PC (Я) на 2022-2022 годы», истец числится в списке граждан, подлежащих переселению в срок до 31.12.2022, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований во внеочередном порядке отсутствуют. С названной правовой позицией согласился и Верховный суд РС (Я).

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2022 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2022 № 1-КГ15-10).

  • в отношении домов из камней износ должен превышать 70%;
  • в отношении домов из дерева65%;
  • дом перестает удовлетворять изначальным эксплуатационным требованиям. В то же время несущие конструкции обеспечивают устойчивость здания.

Позитивный момент: для признания жилья опасным для жизни и здоровья человека достаточно наличия лишь одного из перечисленных критериев. Но нужно помнить, что для некоторых критериев есть условие о неустранимости проблемы, то есть возникшую ситуацию нельзя исправить инженерными и проектными решениями. Если жилое помещение можно отремонтировать, то его аварийным не признают и жильцов не расселят.

Совкомбанк предлагает оформить ипотеку на выгодных условиях. Получив часть денег в качестве компенсации за старую квартиру и дополнив эту сумму заемными средствами, вы сможете позволить себе купить желаемую квартиру. Рассчитайте ваш платеж на сайте.

При первом варианте собственнику выплачивается рыночная стоимость недвижимости, а если это квартира – еще и часть от рыночной стоимости общего имущества и земельного участка. Также правообладателю квартиры возмещаются все убытки, связанные с вынужденным переездом до момента приобретения новой жилплощади. Однако здесь нужно учитывать, что рыночная стоимость таких квартир невысока. Следовательно, компенсации может быть недостаточно для будущей покупки.

  • разрушение, повреждение или деформация строительных конструкций и оснований, при которых есть опасность обрушения дома;
  • крены, негативно влияющие на устойчивость дома;
  • изменение экологической ситуации, приведшее к вреду для человека, в том числе по уровню радиации, шуму, вибрации и другим факторам;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических и прочих подобных нормативов;
  • селевые потоки, оползни, снежные лавины в месте, где размещен дом;
  • в результате ЧС дом не подлежит восстановлению;
  • расположение в месте, где возможны разрушения при авариях техногенного характера;
  • шум от магистрали, превышающий предельную норму;
  • промывочные и очистительные устройства мусоропроводов, размещенные над домом или смежно с ним;
  • территория дома опасно прилегает к линиям электропередачи на воздухе.

Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.

Также чтобы избежать возможных злоупотреблений и безосновательного получения государственных субсидий, закон устанавливает правило, что квартира, выдаваемая взамен аварийного жилья, не предоставляется жильцам, оформившим собственность на квартиру в многоквартирном жилом доме после присвоения ему аварийного статуса (за исключением лиц, которые приобрели право собственности в порядке наследования).

Рекомендуем прочесть:  Запрет администрации магазина на продажу энергетических напитков

Федеральный закон вводит специальный механизм привлечения средств инвесторов в финансирование проектов комплексного развития городских территорий. Имеются в виду субсидии в отношении отдельных застройщиков, подписавших с местной администрацией соглашения о комплексном развитии территорий, на компенсацию произведенных затрат на исполнение обязательств по покупке для жильцов аварийных домов нового жилья или выплату денежной компенсации.

Следует напомнить, что разработка закона Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и общественный Фонд содействия реформированию ЖКХ началась в середине 2022 года. За это время произведен анализ реализации программ переселения аварийных домов, выполнявшихся последние десять лет. В этом вопросе субъекты РФ и некоммерческий Фонд значительно продвинулись, а полученные выводы были положены в основу законопроекта.

Лица, которые имеют в собственности другое жилье, пригодное для проживания на постоянной основе, или занимаемые на основании договора соцнайма в ходе расселения аварийного жилья могут взамен получить только выкупную цену за жилплощадь, зарегистрированную за ними.

«Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 ЖК РФ получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

Согласно материалам дела, администрация сочла, что многоквартирный дом, в котором проживали заявители, необходимо снести, поскольку он признан аварийным. В связи с чем стороны заключили договор об изъятии старой квартиры и предоставлении нового жилья. В этом же документе администрация прописала обязанность переселенцев доплатить примерно два миллиона рублей — разницу между рыночной стоимостью предоставляемого и изымаемого жилого помещения.

Он напоминает свою правовую позицию, изложенную в обзоре судебной практики по делам о жилищных правах граждан от 29 апреля 2014 года: в случае если жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, то собственник помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилья в собственность либо его выкуп.

Собственники выразили несогласие с доплатой и оспорили данное требование договора в суде и даже получили поддержку при разбирательстве в первой инстанции. Суд указал, что, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу, а истцами избран способ обеспечения своих прав путем предоставления нового жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования администрации о выплате разницы в цене являются незаконными. В связи с чем районный суд обязал власти предоставить истцам жилые помещения.

В случае если стоимость приобретаемого или строящегося жилого помещения превышает стоимость переселения, то оно оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального образования, на территории которого находится расселяемый многоквартирный дом, говорится в положениях программы.

Граждане проживающие в ветхом и аварийном жилье

При получении от Администрации района решение об отселении из ветхого и аварийного жилищного фонда граждане представляют в Дирекцию жилищной политики следующие документы:
а) заявление установленной формы;
б) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (договор социального найма, решение о предоставлении жилого помещения, ордер и т.п.);
в) документы, удостоверяющие личность граждан, зарегистрированных в жилом помещении, подлежащем сносу:
паспорта граждан в возрасте от 14 лет;
свидетельства о рождении несовершеннолетних граждан в возрасте до 14 лет, сведения о гражданстве Российской Федерации;
г) справка о регистрации по месту жительства(паспортно-визовая служба);
д) документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий (для граждан, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях):
е) документы, подтверждающие родственные отношения (свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи, справка об обучении из образовательного учреждения для детей в возрасте до 23 лет, обучающихся по очной форме обучения, и т.п.);
ж) справки органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности каждого члена семьи жилых помещений на территории Тазовского района (БТИ и регистрационная палата);
з) документы органа технической инвентаризации с указанием общей площади жилого помещения и жилой площади муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда (технический паспорт, справка и т.д.).

При получении от Дирекции жилищной политики уведомления о решении об изъятии жилого помещения ветхого и аварийного жилищного фонда граждане представляют в Дирекцию жилищной политики следующие документы:
а) документы, удостоверяющие личность собственников занимаемого жилого помещения:
— паспорта граждан в возрасте от 14 лет;
— свидетельства о рождении несовершеннолетних граждан в возрасте до 14 лет;
б) правоустанавливающий документ на занимаемое жилое помещение (договор купли-продажи, договор приватизации и т.п.);
в) свидетельство о государственной регистрации права собственности на изымаемое жилое помещение;
г) технический паспорт на жилое помещение, выданный органами технической инвентаризации;
д) отчет независимого оценщика об оценке выкупаемого жилого помещения.
е) адресную справку на каждого члена семьи.

Для граждан и членов их семей, имеющих постоянную регистрацию и совместно проживающих в жилых помещениях ветхого и аварийного жилищного фонда, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, имеющих жилое помещение, подлежащее сносу, в качестве единственно возможного места проживания на территории Тазовского района, жилищная субсидия рассчитывается исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, но не менее нормы предоставления на каждого члена семьи, установленной в Тазовском районе.
Пояснение специалиста:
Норма предоставления составляет: на семью из 1 человека – 33 кв.м., из 2 человек – 42 кв.м., 3 человека и более — 18 квадратных метров по Тазовскому району.

Дирекция жилищной политики на основании документов, представленных гражданами, формирует учетные дела граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда, дополняет учетное дело.
— решением межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу;
— справкой органов местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (при наличии).

Выбор направлений реализации Программы ежегодно определяется Администрацией района с учетом сложившейся экономической ситуации и объемов средств, предусмотренных в окружном бюджете на очередной финансовый год.
Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.
Жилищная политика, с учетом выделяемых финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты, формирует ежегодную бюджетную заявку и предложения по распределению средств окружного бюджета по муниципальным образованиям в автономном округе.
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с перечнем домов, непригодных для проживания и подлежащих сносу.
В преимущественном порядке при формировании перечня рассматриваются вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и подлежащим сносу, с наиболее ранним годом постройки.
Дирекция жилищной политики на основании перечня домов формирует перечень жилых помещений, подлежащих расселению в домах, непригодных для проживания и подлежащих сносу (далее — перечень жилых помещений), в пределах объема средств, предусмотренных на эти цели в окружном бюджете на текущий год.

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

  • Новая жилая площадь должна полностью соответствовать старой по параметрам либо размерам, установленным законодательством, – не менее 18 кв.м на одного человека. Например, если граждане до расселения проживали в маленькой квартире, где на одного приходилось всего 10 кв.м, то они вправе претендовать на более большое жилье – по 18 кв.м на каждого члена семьи.
  • Условия проживания в новом доме должны быть не хуже, чем в старом.
  • Первоочередное право на получение новой недвижимости имеют лица, у которых больше нет никакого жилья.
  • При проживании владельца в другом населенном пункте, ему может быть выдана денежная компенсация.
  • При постановке собственника аварийного жилья на учет по программе улучшения условий проживания он получит новую квартиру с учетом недостающих квадратных метров.
  • Расселение не предусматривается в коммунальные квартиры.
  • Новая жилая площадь выделяется в том же районе, где находится непригодное жилье. Если жильцы не против, им могут подобрать варианты в иных районах.

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Бывают случаи, когда владелец желает получить вместо новой недвижимости денежную компенсацию. Для этого требуется подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления. Но выполнять данное требование собственника муниципальные власти не обязаны, этот вопрос остается на усмотрение администрации.

Более подробные расчеты можно узнать только в муниципалитете, если прийти к ним на консультацию. Там учтут все персональные нюансы: инвалидность, право на дополнительную жилплощадь, количество членов семьи, и так далее. Там же рассчитают вам предварительную стоимость сертификата по каждой программе.

Сроки действия федеральной программы до 2025 года. Ее изначально планировали до 1999 года, но с каждым периодом она продлевается. Программа «Сотрудничество» действует до 2024 года, но есть надежда, что и ее продлят. Расселение аварийного жилья будет действовать до тех пор, пока в этом есть потребность

В федеральной программе пишется четыре заявления на протяжении всего участия — сначала на постановку на учет имеющих право на получение социальной выплаты, затем на признание участником программы, потом подтверждение участия в программе в планируемом году, и в финале заявление на выдачу самого сертификата, если в текущем году удача вам улыбнулась.

Как рассказали «Ямал-Медиа» в Департаменте строительства и жилищной политики ЯНАО по федеральной программе в 2022 году запланировано выдать 50 сертификатов . Эта программа интересна тем, что она переходящая — если запланированные бюджетом деньги не реализованы в текущем году, они переходят на следующий.

Переселение из районов Крайнего Севера — это возможность для людей, проживших и отработавших на Севере большую часть своей жизни, переехать в регионы с более благоприятным климатом. Программу реализуют путем выдачи жилищного сертификата на приобретение готового или строящегося жилья в России. Переселение возможно как из районов Крайнего Севера, так и из приравненных к нему местностей.

Статья называется «Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма». Данная статья по своей сути обозначает условия, которые необходимо учитывать при предоставлении жилых помещений по договорам соц. найма. В ней нет ограничений по тому, в каких ситуациях она применяется, а в каких нет. А значит, она применима для любой ситуации, когда гражданину предоставляется жильё в соц. найм.

Если ни один из вариантов переселения не устроил, собственник может претендовать на компенсацию или выкупную цену квартиры (владельца не снимают с учёта, если он нуждается в улучшении жилищных условий). Требовать доплату за разницу в стоимости обмениваемых квартир власти не имеют права, если только владелец не заявил о желании увеличить размер квартиры за свой счёт. При этом потребуется составить заявление о намерениях, иначе получится, что собственник не оплачивает дополнительную жилплощадь, а даёт взятку чиновникам.

Рекомендуем прочесть:  Могут ли мне отключить канализацию если есть долг по квартплате но я каждый месяц плачу за квартиру

Этим активно пользовались граждане, желающие расширить свои квадратные метры за счет государства. Самая распространенная схема с советских времен, до сих пор пользующаяся популярностью: супруги разводятся и делают из квартиры коммуналку путем разделения лицевых счетов. Разведенные супруги по закону — два чужих человека, две семьи, соответственно имеющие право претендовать на отельное жильё.

Жителям сносимых домов обязаны предоставить равноценное жильё или адекватную материальную компенсацию. Для нанимателей, которые не владеют квартирой, а лишь пользуются ею на основании договора, установлены нормативы жилплощади. А на какие варианты могут претендовать собственники недвижимости?

Стоит отметить, что власти вправе предоставить большее по размеру жильё, чем предписано нормами. Однако общая площадь квартиры не может более чем вдвое превосходить положенную по нормативу. Так, в Москве и Самаре на одного человека полагается 18 м², в Ярославле — 17 м² а в Саратове — 16 м² жилой площади. При этом общая площадь не должна быть меньше 33 м². Двое жильцов вправе претендовать на 42 м², а каждому члену семьи из трёх и более человек полагается не менее 18 м² общей площади квартиры. Если наниматель и члены его семьи до выселения занимали отдельную квартиру или более одной комнаты в коммунальной квартире, то они вправе требовать равнозначное жильё.

Льготы При Переселении Из Ветхого И Аварийного Жилья В Хмао

Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принимается на основании заключения комиссии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

— предоставление органами местного самоуправления жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) строительство таких домов;

Жилое помещение, предоставляемое гражданам при их переселении в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

При этом, необходимо отметить, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Реализация мероприятий по защите жилищных прав таких граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому финансовую поддержку в переселении граждан из аварийного жилья субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям оказывает специально созданная государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ путем финансирования мероприятий соответствующих региональных адресных и муниципальных программ.

Условия государственной программы переселения из ветхого жилья

Если новая квартира стоит слишком дорого, можно договориться о получении жилья с меньшей площадью. Например, если раньше была трехкомнатная квартира, договориться о двухкомнатной. Но даже в таком случае может потребоваться дополнительная плата, так как аварийные дома обычно обесцениваются.

Сумма денег, которую нужно внести, представляет собой разность между рыночной стоимостью нового и старого жилья. Если человек не может оплатить такую сумму в установленные сроки, может быть подписан договор соцнайма. Это предполагает аренду жилья с последующим выкупом – ежемесячно нужно будет вносить до 70 % рыночной арендной стоимости подобной квартиры.

  1. Создается заявление на сайте госуслуг. Комиссия рассматривает прошение и выносит заключение. Если дом является аварийным, человек может рассчитывать на последующее переселение.
  2. Выбор дома для переселения. Людям выдаются квартиры в домах, возведенных специально для программы расселения. Площадь полученного жилья должна равняться предыдущей или рассчитываться по нормам на одного человека, установленным Законодательством. Если нет свободных новых помещений, может проводиться переселение в квартиры, уже бывшие в эксплуатации, но состояние которых является оптимальным для жизни. Также владельцы аварийной собственности могут отказаться от выдачи новой квартиры – в этом случае им будет выплачена рыночная стоимость старого жилья.
  3. Затем подписывается договор обмена между собственником строения и местными властями. Во время этого устанавливается площадь получаемого жилья, уровень его благоустроенности. Новое жилье должно быть в том же районе, где и предыдущее. Иногда выдается квартира за пределами населенного пункта, но она должна находиться на территории данного региона. Если человек владеет жильем по договору соцнайма, новое жилье ему выдается на таких же условиях.
  4. Переезд. Выполняется в течение года после вынесения экспертами решения о сносе дома. А после составления договора о выдаче нового жилья переезд необходимо осуществить в течение месяца. Процедура расселения происходит в очередности (кто первый подал прошение и в зависимости от состояния дома) и выполняется по окончании строительства нового дома. Если во время переезда появляются расходы, их компенсируют местные органы власти.
  1. Владельцы государственного жилья, которое является аварийным. Также переселение возможно для людей, живущих в помещении по договору соцнайма (если он был составлен много лет назад).
  2. Владельцы старых помещений, располагающихся на государственной территории.
  3. Собственники коммуналок и общежитий. Такие постройки должны относиться к государственным владениям.

Прежде чем жилье попадет в список аварийных домов, должна быть проведена его оценка. Для этого нужно проверить документы на дом (чтобы узнать, в порядке ли они), а затем написать заявление на проверку специальными службами. Если здание признается опасным для проживания, оно включается в соответствующий реестр.

Субсидия для строительства собственного жилья людям, переселяемым из аварийного жилья

На поиск нового жилья или на заключение договора для строительства своего собственного жилья получателю субсидии дается срок не более шести месяцев. Если указанный срок был пропущен по уважительным причинам (например, нахождение в длительной командировке, заболевание и т. п.), необходимо предоставить документы, подтверждающие такой уважительный пропуск. В этом случае может быть принято решение о его продлении.

  • приобретаемое жилье должно находиться в многоквартирном доме (в том числе малоэтажной застройки), который был введен в действие не более, чем десять лет назад. Десятилетний период отсчитывается от той даты, на которую происходит выдача субсидий. Данное правило действует для того, чтобы не возникло повторной ситуации с приобретением жилья, которое может быть признано потенциально аварийным;
  • должно отсутствовать решение уполномоченных органов о признании приобретаемого жилья непригодным для постоянного жительства людей;
  • в отношении того многоквартирного дома, в котором приобретаемое помещение находится, не должно быть принято решение о том, что он подлежит сносу или реконструкции из-за его аварийного состояния;
  • площадь приобретаемого жилья не может быть меньше площади прежнего жилья более, чем на 20%;
  • многоквартирный дом, где происходит приобретение жилья, должен находиться в такой части населенного пункта, которая может считаться благоустроенной по отношению к самому этому населенному пункту.

На федеральном уровне предоставление такой субсидии не предусмотрено, так как еще в начале реализации программы по ликвидации аварийного фонда было принято решение задействовать именно региональные уровни для полноценной реализации, а на федеральном уровне осуществлять только контроль за реализацией распоряжений по сокращению количества аварийных квадратных метров.

Необходимо обратить внимание на то, каким образом определяется цена недвижимости для расчета размера компенсационной субсидии. До 28 декабря 2022 года в расчет суммы принималась только стоимость самого жилого помещения. После подписания Федерального закона № 473-ФЗ данный порядок изменился, и стоимость считается не только по цене квадратного метра жилья, но и по цене участка земли, на котором стоит это жилье.

Адресное предоставление данной субсидии происходит из органов местного самоуправления того муниципалитета (района, города, поселка и т. д.), на территории которого и располагается подлежащий расселению объект жилого фонда. А вот выделение этих средств может происходить из бюджетов разного уровня, ключевая роль при этом принадлежит региональному бюджету.

— Фондом содействия реформирования ЖКХ, осуществляющего финансирование программы расселения в субъектах Российской Федерации, рекомендовано проведение собраний жильцов и принятие решений о согласии перед Уполномоченным органом о включении дома в программу расселения. Главным условием такого решения – при расселении не должно быть семей или жильцов, которые впоследствии откажутся от расселения и, таким образом, расселяемый дом своевременно не будет снесен.

Перечень строений для расселения на ближайший пятилетний период уже сформирован. Поэтому не стоит надеяться на выделение жилплощади ранее 2024 года, если квартира не включена в списки. Возможный выход — получение денежной компенсации или предоставление льготного ипотечного кредита, при недостаточной финансовой обеспеченности местного муниципалитета в рамках указанной программы.

  1. Степень износа несущих конструкций признана критической.
  2. Отмечена опасность разрушения или часть дома обрушилась в результате допущенных ошибок в строительстве или иных факторов.
  3. Неблагоприятная обстановка в помещениях, связанная с изменениями в микроклимате. Сюда относятся такие факторы, влияющие на жизнь и здоровье граждан, как радиоактивный фон; вибрационные процессы, связанные с близким нахождениям к объектам, вызывающих их; обнаружение присутствия внутри помещений опасных химических веществ, нормы которых превышены.
  4. Нахождение в зонах природного риска, подверженных сезонным паводкам, землетрясениям, оползневым явлениям, природным пожарам и прочим.
  5. Дома, пострадавшие от взрывов, пожаров и иных факторов.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Какие программы переселения из районов Крайнего Севера действуют в ЯНАО

Стоимость квадратного метра устанавливается Минстроем России каждые полгода, и сейчас он составляет 55 720 рублей (Приказ Минстроя России от 07.06.2022 N 358/пр). На первое полугодие 2022 года запланировано поднятие нормативной стоимости на 27% — до 70 599 рублей.

Переселение из районов Крайнего Севера — это возможность для людей, проживших и отработавших на Севере большую часть своей жизни, переехать в регионы с более благоприятным климатом. Программу реализуют путем выдачи жилищного сертификата на приобретение готового или строящегося жилья в России. Переселение возможно как из районов Крайнего Севера, так и из приравненных к нему местностей.

Более подробные расчеты можно узнать только в муниципалитете, если прийти к ним на консультацию. Там учтут все персональные нюансы: инвалидность, право на дополнительную жилплощадь, количество членов семьи, и так далее. Там же рассчитают вам предварительную стоимость сертификата по каждой программе.

Если право на получение выплаты предоставили до 1 октября, то его срок 3 месяца, если после 1 октября, то его нужно реализовать до 1 декабря текущего года. Это связано с закрытием бюджетного периода. Приобретение жилья производится с участием государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», поэтому заявителю надо лично приехать в Тюмень в указанные сроки.

Для остальных программ список гораздо короче. Это согласие на обработку персональных данных, документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи и заявление по установленной форме. Для участия в программе переселения из аварийного жилья еще необходимо сразу подать обязательство об отчуждении своего аварийного жилого помещения в пользу муниципалитета.

Оцените статью
Правовая защита населения