Льоты По Налогу На Имущество Включённое В Перечень Объектов По Кадастровой Стоимости

Содержание

Если здание входит в региональный перечень, то любое помещение в нем облагается налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости

Напомним, что законом субъекта Федерации устанавливаются особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1-2, 4 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса (п. 2 ст. 378.2 НК РФ). В данном случае налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

В свою очередь административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из условий, установленных п. 3-4 ст. 378.2 НК РФ.

Минфин России разъяснил, что если здание безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым комплексом и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне. А также без привязки к фактическому использованию данного помещения (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 октября 2022 г. № 03-05-05-01/67536).

Вместе с тем вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым исполнительным органом госвласти субъекта Федерации (п. 9 ст. 378.2 НК РФ). Так, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1-2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

В то же время, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, то налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).

О правомерности включения в перечень здания аптеки

Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости, собственником которого является гражданка Л., представляет собой нежилое здание с наименованием «аптека с пристройками». Из технического паспорта на данное здание, составленного по состоянию на 16.08.2006, следует, что здание состоит из трех частей: аптеки и двух пристроек общей площадью 50,8 кв. м, из них 17,1 кв. м, то есть более 20 %, занимает торговый зал.

Отметим, что согласно гл. 32 НК РФ налоговые ставки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), зависят от применяемого порядка определения налоговой базы (ст. 406 НК РФ). В частности, для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов предусмотрена отсылка к нежилым объектам, определяемым сообразно ст. 378.2 НК РФ.

Правомерность включения в перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, часто оспаривается налогоплательщиками. Рассмотренные судебные решения интересны тем, что в них можно выделить следующие важные выводы, которые сделали высшие судебные инстанции – ВС РФ и КС РФ, а именно:

На основании п. 2 и 5 ст. 5 НК РФ представители контролирующих органов полагают, что нормативные правовые акты уполномоченного органа, предусматривающие внесение изменений в перечень и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (Письмо Минфина России от 14.01.2022 № 03-05-04-01/881, направленное в территориальные налоговые органы Письмом ФНС России от 15.01.2022 № БС-4-21/340@).

Положения ст. 378.2 НК РФ, принятые федеральным законодателем в пределах его дискреции в сфере налогообложения, устанавливают необходимые и достаточные законодательные критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость (определения КС РФ от 23.06.2022 № 1259-О, от 26.11.2022 № 3058-О, от 19.12.2022 № 3525-О и от 30.01.2022 № 8-О).

Как обосновывают перечень недвижимости, налог по которому считается по кадастровой стоимости

Согласно п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Налог на имущество является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 14, п. 1 ст. 372 НК РФ).

Зачастую авторы перечня попросту игнорируют назначение объекта, земельного участка, на котором находится объект, а также направления его фактического использования правообладателем. Причем на уровне регионов созданы специальные комиссии по разрешению споров об обоснованности включения объекта в перечень, но зачастую, обращение в эту комиссию приводит к отказу в удовлетворении требований и необходимости обращения в суд.

— нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подп. 2).

Например, в том же Пермском крае с 1 января 2022 года резко вырастет перечень объектов, которые будут облагаться, исходя из кадастровой стоимости (увеличение порядка 40%). Само собой формирование таких перечней позволяет унифицировать процесс оценки объектов недвижимости, но от такой унификации страдают те объекты, чьи нюансы действительно следует учитывать.

Так, например, апелляционным определением ВС РФ по делу № 49-АПА19-12 наименование здания — административное здание, ВРИ ЗУ- под производственное использование. Основанием для включение здания являлось «наименование». Суд, удовлетворяя требования административного истца об исключения объекта из перечня, пришел к выводу, что «утверждение административного ответчика о том, что спорное здание предназначено для использования в целях делового, административного и (или) коммерческого назначения, как это следует из ЕГРН, поскольку понятие «административное здание» не тождественно понятию «административно-деловой центр», следовательно для того, чтобы признать административное здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)бытового обслуживания более 20% общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей».

В моем случае объект включили по виду разрешенного использования земельного участка, в этой части я провела разбор отдельных случаев с упором на практику судов, также привела практические рекомендации по сбору доказательственной базы (первые две части прочесть можно Здесь и Здесь).

Значит ли последний тезис, что любое назначение здания, кроме торгового, должно фактически использоваться для целей бытового обслуживания, офисного, общественного питания. Косвенно это подтверждает практика. Полагаю, для остальных видов назначения судами учитывается ВРИ ЗУ, фактическое использование (например, был составлен акт обследования или представлены доказательства такого фактического использования).

Хотя как, на мой взгляд, понятия «в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий (условие первое ВРИ ЗУ, позволяющий размещать торговые объекты, условие второе здание предназначенное или фактически используемое для торговых целей)» и понятии «торговый центр», закрепленное в законодательстве, не идентично. Так, например, ГОСТом 51303-2013 Торговля под торговым центром понимается Совокупность торговых предприятий и/или предприятий под оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), согласно классификатору ВРИ ЗУ — это размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг.

Обновлен перечень объектов, по которым организации должны платить налог на имущество по кадастровой стоимости

Напомним, что в сентябре был принят Федеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ (см. « С 2022 года изменятся правила расчета налога на имущество организаций »). Помимо прочего, этот закон расширил перечень объектов, облагаемых налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости. Так, согласно новой редакции подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в «кадастровый» список могут войти не только административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимого имущества отдельных иностранных организаций, но и «иные объекты…». Формулировка «иные объекты» вызвала вопросы у налогоплательщиков. В связи с этим законодатели решили детализировать «кадастровый» перечень.

  • административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения (офисы, торговые объекты, объекты общепита и бытового обслуживания);
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства;
  • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Обратите внимание: при сдаче отчетности по налогу на имущество наиболее комфортно чувствуют себя те организации, которые используют для подготовки, проверки и отправки отчетности веб-сервисы (например, систему « Контур.Экстерн »). Там актуальные отчетные формы и контрольные соотношения устанавливаются без участия пользователя. Если данные, которые ввел налогоплательщик, не соответствуют действующим контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки. При этом «Контур.Экстерн» позволяет формировать платежку на уплату налога в один клик по данным из декларации. Все актуальные реквизиты (КБК и прочие коды) обновляются и подставляются в платежку автоматически.

Закон о кадастровом налогообложении имущества с 2022 года

Персональная ответственность руководителей указанных учреждений за качество принимаемых решений по заявлениям заинтересованных лиц об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и об установлении её в размере их рыночной стоимости.

  • рассмотрение уполномоченными органами власти субъектов РФ обращений правообладателей об исправлении таких ошибок, в т. ч. через МФЦ;
  • их исправление без необходимости оспаривания результатов оценки в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

НК РФ не предусмотрен порядок применения сведений о кадастровой стоимости в случае установления её уполномоченным бюджетным учреждением субъекта РФ в размере рыночной стоимости объекта недвижимости. Поэтому в переходный период со дня, указанного в решении высшего исполнительного органа госвласти региона о дате перехода к применению новых правил (ст. 22.1 Закона № 237-ФЗ), применение для налогообложения недвижимости кадастровой стоимости, установленной в соответствии с ними, происходит:

Установлен режим непрерывного надзора за проведением государственной кадастровой оценки Росреестром. В частности, это постоянное наблюдение не только по формальным признакам соответствия требованиям закона, но и на предмет соответствия методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.

Теперь в целях налогообложения кадастровую стоимость земельного участка (в случае ее изменения по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда) будут применять с даты внесения в кадастр сведений о кадастровой стоимости, которая была предметом оспаривания.

  • нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
  • К примеру: в Новороссийске объект недвижимости «столовая» находится в перечне, кадастровая стоимость составляет 150 000 000 руб., сумма налога — 2% от этой стоимости — 3 000 000 руб., в год, если же данный объект будет отсутствовать в перечень собственник будет платить налог за него по ставке 0,25%, что составит 375 000 руб.

    Налог на имущество организации

    Если компания платит налог по кадастровой стоимости, то нужно сначала узнать ее в региональном отделении Росреестра или в выписке из ЕГРН. Также стоимость можно посмотреть в режиме онлайн на сайте Росреестра или в нормативном акте вашего региона, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости. Если ваша недвижимость входит в региональный перечень, но кадастровая стоимость по ней не установлена, платить налог не нужно. Однако жилые помещения, гаражи, незавершенное строительство и другие объекты из пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в региональных перечнях не указывают. Налог по ним платится на основании регионального закона, который должен предусматривать кадастровое налогообложение этих объектов. Если кадастровая стоимость для них не определена, налог считайте по среднегодовой стоимости.

    Чтобы налог на имущество поступил по назначению, правильно оформляйте платежные поручения и указывайте актуальные КБК. Для юридических лиц предусмотрены разные КБК для имущества, которое входит и не входит в единую систему газоснабжения. В Экстерне можно подготовить платежное поручение на основе декларации по налогу на имущество.

    Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2022 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

    В первый раздел добавили строку 005 «Признак налогоплательщика», которая связана с коронавирусными льготами, и строку 007 «Признак СЗПК» для организаций, заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Для раздела два утвердили новые коды коронавирусных федеральных и региональных льгот, а также специальный код для имущества участников СЭЗ.

    Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

    ФНС разъяснила, как платить налог на имущество, если объект исключили из кадастрового перечня

    • в субъекте РФ, на территории которого находится торговое или офисное помещение, принят региональный закон об обложении налогом этого имущества по кадастровой стоимости (подробнее читайте во врезке ниже);
    • помещение включено в специальный перечень объектов недвижимости. Этот перечень ежегодно утверждают региональные власти. Они обязаны разместить его в Интернете на своем сайте не позднее 1 января года, в течение которого будет применяться «кадастровый» перечень.

    Движимое имущество, не включенное в первую или вторую амортизационную группу, с 2022 г. облагается налогом на имущество. Но по нему можно применить льготу, если объект приняли к учету в 2013 г. или позднее (п. 25 ст. 381 НК РФ). Льгота не действует, если организация получила движимое имущество в результате реорганизации или ликвидации другой компании либо от взаимозависимого лица.

    Полагаем, что для расчета корректирующего коэффициента безопаснее и месяц продажи «кадастрового» объекта принимать за полный. Но налоговики напрямую этого не сказали. Возможно, из-за того, что в запросе, на который они ответили, спрашивали только о месяце приобретения объекта.

    Например, в столичном Законе жилые помещения не указаны в перечне имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64). Значит, квартиры и другие жилые объекты московских компаний, числящиеся на счетах 41 и 43, по-прежнему не облагаются налогом на имущество.

    До недавнего времени было непонятно, как при расчете коэффициента учитывать тот месяц, в котором организация приобрела или продала «кадастровый» объект. Налоговики разъяснили, что месяц, в котором у компании возникло право собственности на эту недвижимость, принимается за полный месяц. При этом неважно, сколько дней в этом месяце организация владела объектом. Не имеет значения и то, как предыдущий собственник рассчитывал налог на имущество по этому объекту (Письмо ФНС России от 23.03.2022 N БС-4-11/4606@).

    О правомерности включения в перечень здания аптеки

    В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ст. 402 НК РФ).

    Верховный суд указал: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).

    Собственник спорного объекта недвижимости считает: поскольку данное здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», оно не предназначено для использования и фактически не используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют ст. 15, 17, 34, 35 и 37 Конституции РФ, поскольку позволяют произвольно (лишь на основании документов технического учета) относить здание к объектам недвижимости, подлежащим налогообложению исходя из его кадастровой стоимости. Но КС РФ не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

    Верховный суд указал: в настоящее время основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2022 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются:

    Основания для включения объектов в Перечень, налоговая база которых рассчитывается как кадастровая стоимость (ст

    Теперь, что касается гипотезы здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, (пп. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ). При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

    Также хочу добавить, что в моем случае решающую роль при наличии сомнений в основании включения объекта по ВРИ ЗУ (здесь и далее аббревиатура вид разрешенного использования земельного участка) сыграло отсутствие акта обследования/проведения фактических мероприятий по установлению и выявлению предназначения или фактического использования здания, опять же в юридически значимый период (в период или до включения этого объекта или после такого включения, но в период действия нормы, возлагающей обязанность по уплате налога). То есть основной упор мною сделан был на то обстоятельство, что по ВРИ ЗУ нельзя было однозначно судить о том, что последний предусматривает размещение объектов торговли. А, как известно, любые неустранимые сомнения должны трактоваться в пользу налогоплательщика. Также хочется добавить, что в моем регионе фактическое обследование проводится без взаимодействия с собственниками объектов, по результатам такого обследования Администрация, как уполномоченный орган издавало Постановление об установления фактического использования, далее объекты включались в перечень.

    Так, например, апелляционным определением ВС РФ по делу № 49-АПА19-12 наименование здания — административное здание, ВРИ ЗУ- под производственное использование. Основанием для включение здания являлось «наименование». Суд, удовлетворяя требования административного истца об исключения объекта из перечня, пришел к выводу, что «утверждение административного ответчика о том, что спорное здание предназначено для использования в целях делового, административного и (или) коммерческого назначения, как это следует из ЕГРН, поскольку понятие «административное здание» не тождественно понятию «административно-деловой центр», следовательно для того, чтобы признать административное здание в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)бытового обслуживания более 20% общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей».

    В моем случае объект включили по виду разрешенного использования земельного участка, в этой части я провела разбор отдельных случаев с упором на практику судов, также привела практические рекомендации по сбору доказательственной базы (первые две части прочесть можно Здесь и Здесь).

    Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), согласно классификатору ВРИ ЗУ — это размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг.

    Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

    С 2022 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него платят по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

    Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога на имущество организаций так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

    Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

    Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

    Пример расчета налога на имущество организаций

    Если на балансе одной компании имеются обе категории имущественных активов, то исчислять налоговые обязательства придется отдельно по каждой категории объектов. Иными словами, в расчет среднегодовой стоимости имущества для налога на имущество нельзя включать объекты, по которым начисляется налог по кадастровой стоимости, и наоборот. Требуется отдельный учет и подсчет.

    Размер налога определяется как произведение налогооблагаемой базы на ставку, утвержденную региональными властями на отчетный период. Показатели ставок отличаются в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика. Уточните текущие значения на сайте ФНС. Максимальное значение не превышает 2,2%. Общая формула расчета налога на имущество организаций такова:

    • СрГодСт — среднегодовая стоимость имущества за налоговый период;
    • ОС1, ОС2. — остаточная стоимость (ОС) имущества на 1-ое число каждого месяца налогового периода;
    • ОСп1 — ОС имущества на 1-ое число последнего месяца налогового периода;
    • ОСп2 — ОС имущества на последнее число последнего месяца налогового периода;
    • М — количество месяцев в налоговом периоде.

    Чиновники определили, что расчет налога на недвижимость ведется двумя способами. Первый, общепринятый вариант, — это исчисление налогооблагаемой базы исходя из среднегодовой стоимости недвижимых активов. Второй — расчет по кадастровой цене. Второй вариант более простой, но применяют его только в отношении закрытого перечня объектов. Все имущество, стоимость которого определяется по кадастру, указано в п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ.

    По общим правилам, налогоплательщики обязаны исчислять и уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов (кварталов). Например, чтобы рассчитать авансовый платеж за 9 месяцев 2022 года, в знаменателе укажите 10 (9+1). Полученную сумму разделите на 4, и только потом примените налоговую ставку.

    Налог на имущество организаций: изменения 2022 года и отражение в «1С: Бухгалтерии 8»

    Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ и в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2022 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При этом отсутствие записи в ЕГРН не является основанием для освобождения имущества от налогообложения.

    В порядок исчисления налога на имущество организаций в очередной раз внесены изменения. Федеральным законом от 03.08.2022 № 302-ФЗ движимое имущество полностью исключается из объекта налогообложения, а Федеральным законом от 03.08.2022 № 334-ФЗ установлено, что изменение кадастровой стоимости в течение года в определенных случаях будет учитываться при расчете налога. Указанные новации вступают в силу с 2022 года и поддерживаются в актуальных версиях «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0. На что обратить внимание при учете налога на имущество организаций в программе по новым правилам? Рассказывают эксперты 1С.

    При этом на практике возникали ситуации, когда требовалось менять группу, чтобы налог на имущество исчислялся корректно. Например, сооружения типа строительных бытовок (которые не имеют прочной связи с землей и не соответствуют критериям недвижимого имущества) приходилось указывать в группе Другие виды основных средств. А некоторые транспортные средства, например морские суда, следовало указывать в группе Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.

    За налоговый (отчетный) период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости вследствие изменений качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, налог (авансовый платеж) по данному объекту нужно рассчитывать с учетом поправочного коэффициента (новый пункт 5.1 статьи 382 НК РФ, введен Законом № 334-ФЗ). Поправочный коэффициент (далее — коэффициент использования Ки) рассчитывается точно так же, как и коэффициент владения (Кв) в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 статьи 382 НК РФ.

    • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
    • жилые и нежилые помещения;
    • предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке.

    В Крыму налог на имущество тоже будет уплачиваться и по кадастровой стоимости

    В пунктах 3 – 5 ст. 378.2 НК РФ подробно поясняется, каким характеристикам должны отвечать объекты, перечисленные в пп. 1 и 2 п. 1 данной статьи. Но для того, чтобы в отношении конкретного объекта налог следовало исчислять по кадастровой стоимости, этот объект должен быть включен в специальный перечень, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1‑го числа очередного налогового периода по налогу [2] (п. 7 ст. 378.2).

    А вот в отношении трех других категорий должен быть принят закон субъекта РФ (п. 2 ст. 378.2). Он регламентирует особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 названной статьи.

    Так, если кадастровая стоимость объекта налогообложения изменилась вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик, это изменение учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

    То есть жилые помещения, гаражи, машино‑места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, принадлежащие организациям, по‑прежнему облагаются налогом на имущество в Крыму по остаточной стоимости.

    Что касается недвижимого имущества упомянутых иностранных организаций, в отличие от других перечисленных категорий недвижимого имущества, оно должно облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости лишь на основании пп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ. То есть не требуется принятия специального регионального закона. Но необходимо установить кадастровую стоимость соответствующих объектов.

    Поиск в Перечне осуществляется по кадастровому номеру или по адресу объекта недвижимости. Обращаем внимание, что поиск по кадастровому номеру более точен, в то время как поиск по адресу может не дать корректного результата в связи с индивидуальными особенностями написания адреса объекта (например, использование буквы «е» или «ё» в названии улицы).

    • здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования, включающим размещение торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания;
    • 20% площади нежилого здания фактически используется для торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания;
    • здания, в которых помещения, занимающие больше 20% площади здания, предусматривают размещение торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания согласно наименованию в ЕГРН;
    • нежилое помещение в многоквартирном жилом доме фактически используется для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания или предусматривает размещение указанных объектов согласно наименованию в ЕГРН.

    Налог на; имущество по; недвижимости у; организации, применяющей УСН

    На балансе некоммерческой организации, применяющей УСН, находится газопровод. Кадастровая стоимость данному объекту не присвоена, и в перечень объектов недвижимого имущества для налогообложения налогом на имущество по кадастровой стоимости, утвержденного субъектом РФ, данный объект не включён.

    Но применение УСН предусматривает освобождение организаций от обязанности по уплате налога на имущество, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ (п. п. 1, п. п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

    Плательщиками налога на имущество признаются как коммерческие, так и некоммерческие организации (п. 2 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 373 НК РФ, письмо Минфина России от 19.02.2013 № 03-02-08/7). Также в письме Минфина России от 05.04.2012 № 03-05-05-01/19 дано разъяснение о необходимости уплаты налога на имущества с остаточной стоимости газопровода некоммерческой организацией, применяющей общую систему налогообложения.

    Минфин России разъяснил (письмо от 11.08.2022 № 03-05-05-01/51686), что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ определяет перечень объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ. Если объект недвижимости, принадлежащий организации, применяющей УСН, не включен в такой Перечень объектов недвижимого имущества, то в отношении данного объекта налог на имущество организаций не исчисляется, и налоговая декларация в налоговые органы не представляется.

    Таким образом, для объектов недвижимого имущества, не включенных в перечень объектов, в отношении которых база налога на имущество определяется по кадастровой стоимости, применение УСН освобождает организацию от обязанности по уплате налога на имущество и представлению декларации.

    Объекты недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций по ставкам, установленным законами соответствующих субъектов Российской Федерации по местонахождению указанных объектов, размеры которых не могут превышать:

    Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

    Если до 1 января очередного налогового периода этот Перечень не будет опубликован, налоговая база по объектам, которые в него включены, будет определяться в общем порядке исходя из их среднегодовой стоимости, даже если на территории субъекта РФ действует закон, закрепляющий обязанность исчислять налог на основе кадастровой стоимости по отдельным объектам недвижимости. Такие выводы следуют из Письма Минфина России от 29.11.2013 N 03-05-04-01/51779.

    3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

    Таким образом, если вы являетесь собственником объекта недвижимости (помещения в нем), признаваемого объектом налогообложения, или владеете этим имуществом на праве хозяйственного ведения и данный объект числится в Перечне, определенном исполнительным органом субъекта РФ, налоговую базу по нему следует определять в особом порядке на основе кадастровой стоимости

    Налог на имущество организаций с 2022 года: новые сроки и порядок уплаты

    При этом такая декларация, как и в 2022 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2022 г. № 374-ФЗ).

    Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.

    Отдельными поправками определится порядок прекращения налогообложения в отношении уничтоженного недвижимого имущества. В ст. 382 НК добавят новый п. 4.1, по которому организации не смогут уплачивать налог на имущество, прекратившее свое существование, уже с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения.

    С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).

    • Неправильное указание НДС в документах;
    • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
    • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
    • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
    • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
    • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
    • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
    • Проверка корректности договоров в проводках.

    Перечень формируется после проведения кадастровой оценки специально уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ периодически. Срок формирования – 1 число очередного налогового периода. Вновь выявленные объекты, подлежащие включению в перечень, включаются в него со следующего налогового периода. Перечень публикуется в официальном порядке на сайте госоргана.

    В частности, довольно часто кадастровая стоимость недвижимого объекта используется как налоговая база для определения суммы налога на имущество организаций. На региональные власти возложена обязанность формировать перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В 2022 году эта норма действует.

    • торговые комплексы, торговые центры, выделенные отдельные помещения в этих объектах недвижимости;
    • коммерческие (нежилые) объекты, которые предназначены или фактически используются для размещения офисных или торговых помещений, точек общепита, точек оказания бытовых услуг. Назначение определяется по данным из Единого госреестра недвижимости или по данным технического учета (БТИ);
    • нежилые объекты, принадлежащие иностранным компаниям, не осуществляющим деятельность в РФ через постоянные представительства;
    • жилые и садовые дома, гаражи, хозяйственные постройки, расположенные на земельных участках, предоставленных для этих целей.

    С 1 января 2022 года в соответствии с внесенными в НК РФ поправками с организаций снята обязанность по предоставлению налоговой отчетности по земельному налогу (так же как и по транспортному). Граждане и раньше уплачивали эти местные налоги по уведомлениям, формируемым специалистами налоговой инспекции.

    Ранее существовал пробел в законодательстве, не была отражена ситуация, когда кадастровая стоимость так и осталась не определена в течение налогового периода. Контролирующие органы придерживались позиции, что в таком случае налог вообще не должен уплачиваться, так как в законе не определен порядок его расчета. Теперь он утвержден. Если не установлена кадастровая стоимость, в качестве базы используется среднегодовая.

    Рекомендуем прочесть:  Какая Пенсия У Ликвидаторов Чернобыльской Аэс
    Оцените статью
    Правовая защита населения