Межевание В Сельской Местности Законы Постановления

Мало уточнить местоположение границ участка — необходимо согласовать его с правообладателями смежных, то есть соседских участков. Кадастровый инженер должен направить им соответствующие извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.

Уточнение границ поможет исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. Кроме того, ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога.

Получить информацию о конкретном кадастровом инженере можно на сайте Росреестра в разделе «Государственный реестр кадастровых инженеров». Там содержатся данные о наличии у него специального образования, квалификационного аттестата, подтверждение его членства в СРО. Кроме того, при помощи электронного реестра кадастровых инженеров можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.

Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта» (ПКК). Найти конкретный объект на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, границы участка не установлены.

Межеванием занимаются кадастровые инженеры. Именно они проводят все нужные измерения и расчеты. По закону, каждый кадастровый инженер обязан состоять в специализированной саморегулируемой организации (СРО). СРО контролируют деятельность своих членов и рассматривают жалобы заявителей, если кадастровые работы проведены с нарушениями.

Статья 39

2. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

4.1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, в согласовании местоположения границ земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, от своего имени вправе участвовать Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения — решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества — решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (если соответствующий смежный земельный участок расположен в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и является имуществом общего пользования товарищества). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

7. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами. При согласовании местоположения границ (частей границ) земельных участков с заинтересованными лицами в индивидуальном порядке допускается осуществлять такое согласование в электронном виде при условии наличия усиленной квалифицированной электронной подписи у всех заинтересованных лиц — участников согласования местоположения границ определенного земельного участка, включая правообладателя земельного участка, местоположение границ которого уточняется.

Межевание В Сельской Местности Законы Постановления

Межевание земельного участка проводится для установления его границ на местности. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами новых земельных участков, купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Шаг 2. Заключите договор с землеустроительной (межевой) организацией.
Найти подходящую межевую организацию можно самостоятельно с помощью сети Интернет или по рекламным объявлениям в вашей кадастровой палате.
При заключении договора необходимо договориться об оплате услуг межевой организации. Можно как заключить договор на условиях полной предоплаты, так и внести аванс.
Стоимость работ по межеванию земельного участка определяется индивидуально и зависит от многих факторов: размера и конфигурации земельного участка, сроков проведения работ, местонахождения участка и др.

Шаг 1. Подготовьте документы на земельный участок:
— свидетельство о праве собственности на земельный участок. Также это могут быть постановление администрации о предоставлении земельного участка, нотариальное свидетельство о праве на наследство, решение суда, договор купли-продажи, мены, дарения;
— паспорт правообладателя земельного участка (и его копию);
— доверенность на представителя (если от имени собственника будет действовать представитель).

Шаг 3. Проведите межевание земельного участка.
Межевание выполняется привлеченной вами специализированной организацией и включает в себя обычно комплекс работ:
— сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных вами документов на землю, имеющихся геодезических данных по участку, а также адресов соседних (смежных с вашим) земельных участков;
— подготовку проекта межевания (или технического проекта), который должен соответствовать заданию на межевание;
— обязательное уведомление соседей по участку (то есть лиц, права которых могут быть затронуты межеванием);
— выезд на место и определение границ участка на местности. Как правило, границы участка определяются по фактическому пользованию либо со слов собственника. При этом обязательно должен быть получен акт согласования границ участка с соседями;
— геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков;
— точное определение площади земельного участка;
— подготовку плана земельного участка со всеми его границами;
— формирование межевого дела.

Шаг 4. Получите межевое дело.
По окончании работ по межеванию участка собственнику должны быть выданы два экземпляра межевого дела, один из которых остается у собственника, а второй подается в кадастровую палату для присвоения участку кадастрового номера.

Межевание земельных участков в 2022 году бесплатно? Факт или вымысел? Что говорит новый закон

Закон 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (глава 4.1) рассказывает о проведении комплексных кадастровых работ. Эти работы проводятся на территории целого квартала с целью уточнения границ, исправления ранее сделанных кадастровых ошибок и приведение данных всех объектов, находящихся в кадастровом квартале, к актуальности. Проведение комплексных кадастровых работ в обязательном порядке включает в себя межевание всех участков в квартале. Решение о выделении бюджетных средств на комплексные кадастровые работы принимают органы власти исходя из необходимости включения сведений в ЕГРН. Обычные граждане не могут повлиять на то, в каком районе будут происходить комплексные кадастровые работы и будут ли происходить вообще. Под бесплатное межевание попадают лишь те земельные участки, которые находятся на территории квартала, подпадающего под комплексные работы.

С обновлением кадастрового законодательства каких только мифов не появилось на просторах интернета. Можно найти рекомендации про то, как сделать межевание земельного участка на территории населенного пункта бесплатно, как провести межевание дачного участка по новому закону в СНТ или ОНТ, также не заплатив ни копейки, причем некоторые сведения не подкреплены ни одним законом. Мы обратились к юристам в сфере кадастрового дела, чтобы развеять все мифы и выяснили кто же по закону имеет право на бесплатное межевание земельного участка в 2022 году. Об этом и пойдет речь в статье.

Если в вашем муниципалитете будут выделены средства под проведение комплексных кадастровых работ, то для начала, органы власти заключат муниципальный контракт с кадастровой организацией, а затем оповестят всех собственников земельных участков о сроках проведения межевания на территории квартала. Оповещение происходит заблаговременно, при помощи СМИ, информация размещается на специальных стендах района, отправляется по электронной почте. Также извещение о проведении комплексных кадастровых работ публикуется на сайте Росреестра. В извещении указывается график проведения кадастровых работ, и инструкция, куда можно подать сведения для того, чтобы ваш участок был включен в бесплатное межевание. От вас понадобится только предоставление доступа инженерам к своему участку, а оплата работ происходит по муниципальному контракту, за счет бюджетных средств.

Если Ваше СНТ или ОНТ по какой-то случайности попадает под комплексные кадастровые работы – то ваш земельный участок также появится на кадастровой карте после их проведения, и вы не заплатите при этом ни копейки. Кроме того, мало кто знает, но при проведении межевания можно обогатить свой участок за счет прирезки земель и тем самым законно увеличить площадь своих соток.

Дачная амнистия или по-другому – упрощенный порядок проведения кадастровых работ, укоренилась в обиходе и действует аж с 2006 года. Все началось с того, что процедуру оформления земель в собственность начали усложнять для граждан, а потом давать поблажки. Для этого ежегодно принимается целый ряд законов. Дачная амнистия, то прекращается, то превращается в другую форму, то заново начинается. Новый виток дачной амнистии случился в августе 2022 года – ее продлили до марта 2022 года (подробнее в статье: «Продление дачной амнистии»).
Дачная амнистия в основном касается упрощенного порядка оформления строений в собственность, а межевание затрагивает постольку поскольку.
Многие считают, что именно дачная амнистия позволяет провести межевание земельного участка бесплатно. Но это не так. Дачная амнистия направлена лишь на упрощение самого порядка оформления документов. Кроме того, дачная амнистия призывает владельцев дачных участков в СНТ, не зарегистрировавших свои права на землю поспешить с межеванием, чтобы потом, им не пришлось выкупать свою же землю с торгов.

Обычно заказчик получает от кадастрового инженера документы на руки в течение двух недель после подписания договора. С этого дня может пройти еще 5-7 дней до того, как информация будет опубликована на карте Росреестра. После того, как они пройдут, зайдите на сайт карты. Если вы найдете там свой участок – дело можно считать сделанным.

Проще говоря, обязательное межевание земельного участка в России становится законодательной нормой. Поскольку процедура, мягко говоря, не самая простая и быстрая, люди стараются провести ее заранее, чтобы впоследствии она не тормозила возможную сделку. Тем более, что в рамках «дачной амнистии» пока можно сделать это бесплатно.

В СССР земельного права граждан, как такового, не существовало по причине нахождения всей земли в собственности государства. Поэтому в России нового времени оно «раскачивалось» несколько десятков лет. И теперь все больше владельцев загородной недвижимости, задаются вопросом: «Как правильно подготовить документы для межевания земельного участка и пройти процедуру?».

Рекомендуем прочесть:  Можно ли за долги забрать подаренное имущество

Специалист, обладающий необходимой квалификацией, закрепляет фактические границы земельного участка. То есть, по GPS определяет координаты поворотных точек (углов) и при помощи специальной программы формирует на топографической карте участок площади, конфигурации, местоположения. Затем межевой план вносится в кадастр Росреестра.

Поэтому, хоть мы и писали, что присутствие хозяина надела во время процедуры не требуется, возможно вам лучше приехать на место. Ведь соседи/председатель должны быть там, чтобы поставить соответствующие подписи. Во избежание недоразумений лучше проконтролировать все самому.

  1. Межевое дело или межевой план и заключение кадастрового инженера.
  2. Свидетельство о госрегистрации права на земельный участок, кадастровый паспорт или выписка из ЕГРН на земельный участок.
  3. Заключение землеустроительной экспертизы — она проводится по инициативе истца в досудебном порядке либо назначается судом.

Если сосед не согласен с результатами межевания и не хочет подписывать акт, то в этом случае лучше найти адвоката по земельным делам и обратиться в суд с иском об установлении границ. Кроме межевого плана в суде пригодятся генплан участка и архивные документы. Если суд установит смежную границу, данные об этом внесут в ЕГРН без согласия соседа.

Приватизация земельного участка — это оформление государственного имущества в личную собственность. Благодаря приватизации появляется право собственности на земельный участок, а значит, его можно продать, подарить, оставить в наследство, передать в залог для получения кредита. С неприватизированным имуществом таких действий совершать нельзя — им можно только пользоваться.

  1. Паспорт собственника или нотариально заверенная доверенность, если межеванием занимается представитель собственника.
  2. Правоустанавливающие документы на земельный участок, например договор дарения, купли-продажи, свидетельство о праве на наследство.
  3. Свидетельство о праве собственности на участок или выписка из ЕГРН.
  4. Кадастровая выписка на земельный участок или кадастровый паспорт территории.
  5. Технический паспорт на постройки, если они есть.

Кадастровый план территории (КПТ) — это выписка из ЕГРН, которая содержит общие сведения обо всех объектах недвижимости на территории одного кадастрового квартала, об их границах и характеристиках земель. Это позволяет избежать ошибок при работе с расположенным рядом земельным участком в случае проведения комплексных кадастровых и геодезических работ, а также работ по расчету кадастровой стоимости, подготовки межевого плана и внесения изменений в кадастр.

Землепользование: законодательные изменения 2022 года

Однако такое строительство может затронуть и частные земельные участки если их границы не установлены (не определены координаты характерных точек углов поворота границ земельных участков в Едином государственном реестре недвижимости), застройщик может и не узнать, что наравне с государственными и муниципальными землями строительство охватит еще и его, частную землю.

Относительно вопроса о приведении существующих границ земельного участка под МКД, сведения о характерных точках углов поворота которых содержатся в ЕГРН, в соответствие с фактическим использованием (включением придомовой территории в границы земельного участка МКД):

Учитывая наличие утвержденного проекта межевания территории, изменение границ существующего земельного участка под МКД осуществляется на основании Соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности (статья 39.29. ЗК РФ).

Недавно Росреестр опубликовал на своем официальном сайте предупреждение для всех землевладельцев: если на принадлежащих им земельных участках не проведено межевание, то по ним теперь могут проложить линейные объекты федерального, регионального или местного значения (речь идет о дорогах, линиях связи, трубопроводах и т. п.).

Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе о введении в действие ЖК РФ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

При этом в случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ смежного земельного участка или в связи с выполнением кадастровых работ уточняется местоположение отдельных частей границ смежного земельного участка, описание местоположения границ которого (в том числе при наличии координат характерных точек границ такого участка) не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (часть 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), или необходимо внесение изменения в такую общую границу (часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), согласование местоположения таких частей границ земельных участков является обязательным.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.

В соответствии с пунктом 5.26(7) Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее — Положение), Росреестр осуществляет в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию при осуществлении ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровой деятельности. Согласно Положению Росреестр не наделен полномочиями по разъяснению законодательства, а также практики его применения.

Исходя из положений статьи 43 Федерального закона от 13.07.2022 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), смежными являются земельные участки, имеющие общую (смежную) часть границ, то есть когда часть границ одного земельного участка одновременно является частью границ другого земельного участка.

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

В настоящее время Росреестром ведется работа по переизданию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2022 N 131 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» Требований.

В соответствии с частью 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК) проект межевания территории включает в себя сведения в том числе о виде разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК.

«7.5. В случае, если органом регистрации прав в сведениях Единого государственного реестра недвижимости выявлена реестровая ошибка, связанная с использованием системы координат, отличной от местной системы координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении кадастрового округа (далее — иная система координат), орган регистрации прав при наличии у него параметров перехода (ключей) от иной системы координат к местной системе координат вправе без предварительного извещения заинтересованных лиц осуществить пересчет координат характерных точек всех границ (включая границы земельных участков, контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и границы объектов, сведения о которых внесены в реестр границ), сведения о местоположении которых представлены в Едином государственном реестре недвижимости в иной системе координат, в местную систему координат и внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части местоположения таких границ, а в отношении земельных участков — также в части их площади. Значение вычисленной в связи с таким пересчетом площади земельного участка может отличаться от первоначального значения площади не более чем на величину погрешности определения площади земельного участка, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости.».

При этом отмечаем, что часть 1 статьи 29.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон N 221-ФЗ) предусматривает при наличии вины ответственность кадастрового инженера за несоблюдение требований Закона N 221-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в ЕГРН вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.

Согласно пункту 13 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных действующим в настоящее время приказом Минэкономразвития России от 08.12.2022 N 921 (далее — Требования), в случае, если в ходе кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в том числе в связи с исправлением реестровой ошибки в состав межевого плана включается раздел «Заключение кадастрового инженера», в котором приводится обоснование наличия ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка и обоснование уточненного в связи с исправлением такой ошибки местоположения границ земельного участка.

Увеличить площадь земли можно, если собственник больше 15 лет пользовался участком в более широких границах. Об этой норме нижестоящим судам напомнил ВС, рассматривая дело № 2а-272/2022. Жительница Московской области во время межевания решила увеличить площадь участка с 920 кв. м до 1020 кв. м, объясняя это тем, что долгое время использовала землю именно в таких границах. Но на кадастровый учет его не поставили. Собственница попыталась обжаловать этот отказ. Суд первой инстанции встал на ее сторону, но апелляция решение отменила, посчитав, что истица не доказала пользование участком в более широких границах. С этим не согласился ВС. По его мнению, факты в деле подтверждают слова истицы. Например, в межевом плане указано, что на границах участка есть кирпичное ограждение, в другом месте проходит стена здания. А их возвели более 15 лет назад.

Нельзя формально походить к межевым спорам. Суды должны предложить альтернативное решение. К такому заключению пришел ВС, когда рассматривал дело № 9-КГ19-12. После уточнения границ произошло наложение участков. Один из соседей попытался признать результаты межевания недействительными, но суды ему отказали. Коллегия по гражданским спорам ВС указала, что суды нижестоящих инстанций не рассмотрели альтернативные варианты определения границ, чтобы обе стороны остались довольны.

Землю можно увеличить на площадь, которая не превышает предельный минимальный размер участка. На это указал Верховный суд, рассматривая дело № 2А-1106/2022. Иван Матвеев* еще в советское время получил участок, но на кадастровый учет его поставил только в 2014 году. Спустя четыре года он обратился в Росреестр, чтобы уточнить его границы по фактическому пользованию. Как объяснил собственник, в ЕГРН нет сведений о координатах характерных точек, то есть точные границы его не определены. Матвеев хотел увеличить площадь практически в два раза (с 600 кв. м до 1324 кв. м), но в управлении ему отказали.

Тогда владелец пошел в суд. Суд первой инстанции встал на его сторону, а вот апелляция и кассация отказали. ВС разъяснил, что просьба Матвеева законна, ведь при уточнении границ площадь можно увеличить на величину, не превышающую предельные минимальные размеры участка. Для Санкт-Петербурга, где расположен участок Матвеева, это 1200 кв. м. Заявитель в эти рамки уложился, поскольку просил увеличить на 724 кв. м.

Собственник участка уточнил его границы, в результате чего территорию разделили на семь частей. Но при оформлении земли выяснилось, что произошло наложение границ на чужую землю. Ее владелец обратился с иском в суд, чтобы признать межевание незаконным, а сведения о новых участках исключить из ЕГРН. Арбитражный суд Северо-Западного округа направил дело на новое рассмотрение, указав, что ответчику нужно предоставить документы об исходном местоположении участка, которые не затребовали суды нижестоящих инстанций при рассмотрении спора. Не только истец должен доказать, что его права нарушены. Активным должен быть и ответчик – обосновывать корректность межевания. Позже эту позицию поддержал и Верховный суд. В рассматриваемом деле суд вскрыл важную проблему – использование механизма уточнения границ для «самозахвата» земель, говорит Водопьянов. Встречаются случаи, когда участок фактически «переезжает» в более удобное для владельца место: в соседний кадастровый квартал, из леса на облагороженный берег реки. При этом выявить смещение участка без землеустроительной документации очень сложно, заключил эксперт.

Рекомендуем прочесть:  Мать-одиночка льготы и пособия в 2022 тверь

Однако необходимо учитывать, что в силу пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Относительно раздела земельного участка, при котором исходный земельный участок не сохраняется в измененных границах либо может сохраняться в измененных границах, но заказчиком кадастровых работ принято решение об уточнении его границ одновременно с его преобразованием, а сумма площадей образованных земельных участков отличается от площади исходного земельного участка, отмечаем.

При этом, по сведениям Минобороны России, при уточнении границ соответствующих земельных участков выявляется расхождение (в меньшую сторону) фактической площади таких земельных участков по сравнению с площадью, указанной в правоустанавливающих документах, оформленных до (введения в действие Закона о регистрации, в связи с чем Минобороны России высказываются опасения относительно возможного принятия регистрирующими органами решений об отказе в государственной регистрации прав на земельные участки с фактической площадью, отличной — меньшей — от указанной в правоустанавливающем документе.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в целях упорядочения практики государственной регистрации прав на ранее учтенные и образуемые из них земельные участки, предоставленные для нужд Министерства обороны Российской Федерации, отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 67 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, при отсутствии указанных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет. При этом в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:

Пошаговая инструкция по межеванию земельного участка 2022

Обратите внимание, что согласно действительным поправкам, положение п. 1 ст. 19 (ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2022 N 218-ФЗ июля 2022 года.) — граждане имеют право не межевать собственные земельные участки для купле-продажи или передачи в наследство до начала 2022 года. После указанной даты процедура станет обязательной.

Лайфхак: прежде чем подписывать договор на оказание услуг, почитайте отзывы об инженере или организации, которой доверяете работу. Если в интернете отзывов нет и вы обратились не по рекомендации, то я бы сделал выбор в пользу кадастрового инженера с положительными отзывами (например, на картах Google) с рейтингом не ниже 4.5 из 5-ти. В договоре оказания услуг должны быть перечислены права и обязанностями обеих сторон, а также порядок его расторжения.

Результатом выполненных работ станет межевой план (дело), который состоит из двух частей – текстовой и графической. В нем отображаются результаты выполненных измерений, сведения для внесения в кадастр и акты согласования спорных вопросов. Межевой план земельного участка включает:

  1. Первичные данные;
  2. Данные о полученных измерениях на местности;
  3. Информация об образуемых или измененных земельных участках и их частях;
  4. Схема расположения участков;
  5. Чертёж земельных участков и их частей;
  6. Геодезическая схема построений;
  7. Приложение: копия извещения в СМИ, копия справки об отсутствие возражений.

Выбрать кадастрового инженера поможет электронный сервис официального сайта Росреестра. В разделе Главная → Деятельность → Обеспечение кадастровой деятельности → Реестр кадастровых инженеров. Указав в реестре фамилию кадастрового инженера, можно проверить является ли его квалификационный аттестат действительным, членом какой СРО он является, а также результаты профессиональной деятельности, в том числе количество отрицательных решений (отказов), принятых органом регистрации прав при проверке подготовленных им документов (показатель лучше любых отзывов в интернете).

В межевом плане содержится вся информация о земельном участке, включая данные владельца и обозначенные границы участка, а его базу составляет выписка из ЕГРН. Документ также содержит информацию, которую инженер счёл нужным вписать после осмотра надела. Информация, которая учитывается в межевом плане:

Чтобы построить на участке дом или иное здание, собственник обязан соблюдать требования законов и нормативов, например, придерживаться определённых параметров (промежутки, отступы и т.п.). Определение любых параметров и величин строения сопоставляется с точными границами участка, поэтому выполняется согласно межевому плану.

  • Исходные сведения об участке;
  • Какие вычисления и измерения проводились;
  • Какие изменения с межеванием участка проводились в прошлом;
  • Информация о соседних наделах;
  • Заключение кадастрового инженера.
  • Акт согласования границ участка, подписанный соседями.

По закону собственник не может самостоятельно проводить межевание своего земельного участка, потому что для этого нужно иметь лицензию на проведение картографической и геодезической деятельности. Занимаются этим геодезисты и кадастровые инженеры, которые входят в реестр СРО.

Стоимость составления межевого плана у разных кадастровых инженеров может быть разной, она варьируется в пределах от 2-х до 10 тысяч рублей. Межевой план составляется 10 дней, но бывают задержки до 2-х месяцев. Оперативность составления документа зависит от того, насколько быстро и правильно собраны все документы владельцем участка.

Проводить межевание бесплатно по закону разрешается вплоть до 2022 года. Перед проведением процедуры межевания местные администрации должны уведомить собственников земельных участков, поэтому необходимо следить за публикациями в СМИ, чтобы не пропустить прибытие кадастровых инженеров.

Со вступлением изменений в действие местные муниципальные власти начали проводить мероприятия по уточнению межевых границ земельных участков. Уточнить границы было необходимо на тех участках, которые не состояли на учете в Государственном кадастре недвижимости либо были внесены в Реестр без каких-либо детальных измерений участка.

Законодательство РФ и изменения последних лет в области проведения межевания
1 июня 2022 года в силу вступил закон Российской Федерации «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.14 г. под № 171-ФЗ.

Административный порядок предусматривает обращение в специальную комиссию, которая создается именно для урегулирования подобных вопросов.

  • Правоустанавливающая документация по земельному участку, подтверждающая право собственности (свидетельство);
  • Документы, подтверждающие наличие основания возникновения права собственности (договор купли-продажи земельного участка, постановление местного органа самоуправления о выделении участка в собственность);
  • Кадастровый паспорт, так как в нем есть все технические сведения, описывающие земельный участок;
  • Документ, удостоверяющий личность землевладельца (паспорт);
  • Если от имени землевладельца будет действовать его представитель, то необходимо наличие нотариально заверенной доверенности с отражением всего списка действий, который позволено совершать представителю от имени собственника.

Я провожу межевание участка в СНТ. У меня 4 соседа + дорога. Дорогу подписал председатель и есть подписи 3-х соседей. С 4-м проблема. Собственник умер. Наследники ( 2 человека — брат и сестра дети умершего) в наследство не вступили, собираются вступать. Полгода прошло, больше никто не заявил о наследстве.

Как мне поступить, если департамент земельных отношений не отвечает на мое заявление о согласовании границ земельного участка уже более трех месяцев? Я ездила два раза на прием, выстояла пол дня в очередях, мне обещают, но официального ответа и публикации в газете так и нет. Может мне отправить по почте запрос, если да, то что в нем написать? Могли бы вы прислать пример написания такого запроса или претензии?

Межевание делали у одного кадастрового инженера все участки сразу. Есть общая схема 4-х участков. с которой все согласны, в т.ч. и председатель. Имеет ли право сделать подпись в акте согласования границ председатель с решения общего собрания членов правления СНТ.

  • постановка объекта на государственный учет без проведения процедуры земельного межевания;
  • технические ошибки при закреплении местоположения участка, допущенные по невнимательности специалистов;
  • самовольный захват земли без уведомления соседей;
  • несогласованный раздел наследуемого имущества без проведения процедуры межевания;
  • купля-продажа участка без надлежащего оформления.

КАК РАЗРЕШИТЬ СПОР ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА? Земельным участком признается часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (п. 3 ст. 6 ЗК РФ; ч. 8 ст. 22 Закона от 13.07.2022 N 218-ФЗ). Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ; ч. 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ). При выполнении кадастровых работ по межеванию участка предметом согласования является точное местоположение границ между двумя смежными участками. В процессе межевания кадастровым инженером может быть выявлено пересечение границ земельного участка с границами смежных участков, сведения о которых уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), что может привести к разногласиям между собственниками (владельцами) смежных участков. Если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ вашего земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию между вами и другими лицами, обладающими смежными участками на праве собственности или ином вещном праве (независимо от наличия в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ). Предметом согласования является определение местоположения границы земельного участка, являющейся границей другого земельного участка (ст. 43 Закона N 218-ФЗ). В случае если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, то она может быть исправлена в порядке ст. 61 Закона N 218-ФЗ. Для определения или уточнения местоположения границ земельного участка рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. Шаг 1. Обратитесь к кадастровому инженеру для составления акта согласования местоположения границ земельного участка Акт оформляется на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц. Если заинтересованное лицо, получившее в соответствии с требованиями законодательства надлежащим образом оформленное извещение, не выразило свое согласие или не представило мотивированный отказ от согласования границ, то граница считается согласованной с данным лицом, о чем в акт вносится запись. При этом к межевому плану также должны быть приложены документы, подтверждающие извещение владельца смежного участка о проведении согласования (ч. 1, 2 ст. 43 Закона N 218-ФЗ; ч. 2, 3 ст. 40 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). Если с собственником (владельцем) смежного земельного участка местоположение границ участка не будет согласовано или им будут представлены письменные возражения, обосновывающие отказ от согласования, они в обязательном порядке должны быть внесены в акт согласования. В дальнейшем отсутствие согласования или нарушение порядка его проведения может привести к тому, что орган регистрации прав откажет в осуществлении кадастрового учета вашего земельного участка (ч. 3, 7 ст. 22, п. п. 20, 25 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ; ч. 4 ст. 40 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). При наличии неурегулированных разногласий переходите к следующему шагу. Шаг 2. Инициируйте повторное согласование местоположения границ земельного участка Не исключено, что в сведениях кадастрового учета была допущена ошибка, поэтому нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о необходимости ее исправления (ст. 61 Закона N 218-ФЗ). Сведения о снятии возражений в отношении местоположения границы земельного участка будут впоследствии внесены в акт согласования (п. 87 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2022 N 921). Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд (ч. 2 ст. 43 Закона N 218-ФЗ; ч. 5 ст. 40 Закона N 221-ФЗ). Шаг 3. Подготовьте исковое заявление и пакет документов При подготовке иска об установлении местоположения границ земельного участка обратите особое внимание суда на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного). Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п. Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам (ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ). В качестве ответчика по делу необходимо указать собственника смежного с вашим земельного участка, в качестве третьих лиц — орган регистрации прав и кадастрового инженера. Также необходимо правильно сформулировать требования к суду (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ). Исковые требования, в зависимости от обстоятельств дела, могут быть следующими: — признать местоположение смежной границы земельного участка ответчика технической или реестровой ошибкой; — установить смежную границу между земельными участками (как правило, в соответствии с координатами, указанными в заключении кадастрового инженера). К исковому заявлению могут быть приложены следующие документы (ст. 132 ГПК РФ): — копии искового заявления по количеству ответчиков и третьих лиц; — копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на земельный участок (документ, на основании которого вы владеете участком, свидетельство о государственной регистрации права); — копия межевого плана; — сведения из ЕГРН о смежном участке (ч. 1, 6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ); — документ об уплате госпошлины. Размер госпошлины рекомендуется предварительно уточнить в суде, поскольку суд может принять иск, оплаченный госпошлиной в размере 300 руб., как за требование неимущественного характера (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), но может и оставить его без движения на том основании, что госпошлина должна уплачиваться в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ — как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска, поскольку иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество; — иные документы, а также копии документов, подтверждающих ваши требования, по числу ответчиков и третьих лиц. Иск предъявляется по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 ГПК РФ; п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010). Шаг 4. Примите участие в судебном заседании При рассмотрении дела может потребоваться назначение землеустроительной экспертизы для разрешения вопроса о том, были ли проведены кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства, а также о том, по каким координатам необходимо устанавливать местоположение смежной границы двух спорных участков (ст. 79 ГПК РФ). Шаг 5. Получите решение суда и обратитесь в орган регистрации прав После вступления решения суда в законную силу нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о постановке вашего земельного участка на кадастровый учет или об осуществлении кадастрового учета в связи с уточнением границ участка на основании решения суда (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 3 ст. 61 Закона N 218-ФЗ). Орган регистрации прав обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.

Как и для чего проводится межевание земельного участка

В то же время нужно иметь в виду, что межевание гарантированно избавит собственников от многих юридических проблем. Практика показывает, что именно отсутствие точно определенных границ является причиной большинства конфликтов между владельцами смежных земельных участков. Но если вы проводите межевание, в ЕГРН вносятся точные границы вашего участка. Таким образом вы защитите свои права и сведёте к минимуму возникновение земельных споров.

Рекомендуем прочесть:  Как заполнить декларацию на лечение зубов в 2022г

Согласно действующему законодательству, уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании. Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.

  • ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);
  • материалы лесоустройства;
  • планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;
  • документы по территориальному планированию муниципальных образований;
  • проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

Почему это важно? В настоящее время закон не предусматривает никаких ограничений за отсутствие межевания. Всё осуществляется исключительно в добровольном порядке. Если у собственника нет межевого плана, это не послужит основанием для ограничения прав.

Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.

· Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует, что категория дел, вынесенная в заголовок настоящей статьи, все чаще встречается в судебной практике. По наблюдениям автора статьи, связано это, прежде всего, с тем, что владельцы и собственники земельных участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных органов стали все чаще уточнять границы своих владений, приводить в порядок свою документацию на землю. Работа эта приводит к тому, что владельцы и собственники (часто к изумлению своему) узнают о наложениях границ земельных участков на картах (схемах) и на местности, о кадастровых ошибках, о нахождении своих объектов недвижимости в «чужих» границах и т.п.

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Таким образом, Законом N 218-ФЗ установлено, что наличие пересечения границ земельного участка с границами муниципального образования не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка только в случае выявления в сведениях ЕГРН о местоположении границ такого муниципального образования реестровой ошибки.

В случае если указанные в пункте 5 обращения обстоятельства являются следствием реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении муниципальной дороги, то исправление такой ошибки осуществляется в порядке, установленном частью 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного, отсутствие в Акте согласования сведений о реквизитах документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, в силу пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.

При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, Схема расположения земельного участка подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (пункт 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее — Закон N 137-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Закон о межевании земельных участков в российской федерации

В этом разделе рассмотрим основные понятия, имеющие отношения к нашему вопросу. Земельный кодекс определяет межевание, а приказ МЭР №921 обозначает, что такое план. Все основные термины будут заявлены в таблице. ФЗ № 477 вводит дополнительные важные понятия и правил.

В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа.

  • Земельный участок выдан для ведения частного приусадебного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, строительства ИЖС.
  • Земельный надел имеет ранее выданные правоустанавливающие документы, которые подтверждают фактическое владение, но нет фактов межевания.
  • Земельный участок (при наличии всех правоустанавливающих документов), ранее был в бессрочном пользовании, а теперь, вы хотите перевести его в собственность.
  1. Он должен будет проанализировать все предоставленные документы.
  2. Сделать выезд на земельный участок и провести его замеры.
  3. Далее он составляет межевой план и определяет поворотные точки.
  4. На основании поворотных точек определяет периметр участка.
  5. Согласовывает полученный межевой план со всеми граничащими соседями в письменном виде.

Самым сложным моментом при оформлении межевания являются ошибки или погрешности, которые впоследствии устраняются достаточно сложно и только через судебные распри. На практике споры и разногласия возникают после выявления цепных ошибок и после топографической съёмки только одного объекта.

— Возможно установление границы земельного участка по фактическому землепользованию, если площадь участка в фактических границах не нарушает требований п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и участок соответствует требованиям п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При рассмотрении конкретного спора суд проанализировал правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на земельные участки истца и ответчика, оценил показания свидетелей и установил границы участка истца по фактическому пользованию, т.к. истец более 15 лет использует участок в определенных границах, а правоустанавливающие документы не содержат сведений о границах участка (Апелляционное определение Московского областного суда от 17.08.2022 по делу N 33-17687/2022).

«__» _______ ___ г. в _________ районный суд Истцом было подано исковое заявление об установлении границ земельного участка с кадастровым номером _____________ в соответствии с данными межевого плана от «___» ________ _____ г. N _____ в связи с отказом Ответчика от согласования границ, установленных данным межевым планом.

Истцу на праве собственности/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более 5 (пяти) лет принадлежит земельный участок площадью ______ кв. м, расположенный по адресу: __________________________, с кадастровым номером _______________ (далее — «Земельный участок»). Права Истца на Земельный участок подтверждаются свидетельством о праве собственности/свидетельством о государственной регистрации права/выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N _____, выданной «___» ________ _____ г./правоустанавливающими документами.

Ответчик отказался от согласования местоположения границ земельных участков с Истцом в ходе проведения кадастровых работ по определению границ/зарегистрировал за собой право собственности на основании выполненных с ошибкой материалов межевания. Указанные неправомерные действия Ответчика подтверждаются: выпиской из кадастра недвижимости/заключением градостроительной экспертизы/материалами межевого дела/выпиской из ЕГРП, иными документами.

Согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Оцените статью
Правовая защита населения