Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Изменения законодательства в сфере противодействия коррупции в 2022 году». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.11.2022 № 611 «О комиссиях органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»
Текст приказа
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.05.2022 № 206 «О мерах по повышению эффективности работы, направленной на формирование и воспитание кадрового состава органов прокуратуры, и соблюдению антикоррупционного законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации»
Текст приказа
Взаимодействие со СМИ
Указ Президента РФ от 18.05.2022 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
Текст указа
Важной частью противодействия коррупции, направленной на 2022 год, является просветительская деятельность. Предполагается, что соответствующая программа для школ и ВУЗов будет подготовлена за 2 года, и доклад о ней будет предоставлен к 1 марта. Предусмотрено предоставление грантов на проведение исследовательских работ.
- Внедрение единообразия в применении мер, направленных на предупреждение конфликтов интересов, повышение эффективности исполнения антикоррупционного законодательства.
- Оптимизация структуры требований, запретов, позволяющих бороться с коррупцией.
- Осуществление контроля над госзакупками, услугами, необходимыми для удовлетворения государственных нужд.
- Контроль над доходами, правами на имущество чиновников, депутатов и предоставлением соответствующей отчетности.
- Повышение прозрачности во взаимодействии бизнеса с государственными структурами.
- Работа по устранению недостатков в законодательстве, приведение федеральных, локальных актов к единому смыслу, исключение несогласованности. Систематизация законодательных актов.
- Организация просветительской работы в обществе с целью формирования нетерпимости к коррупции, препятствованию ее распространению, пониманию неприемлемости нелегальных схем.
- Включение России в систему международной борьбы и противодействия коррупции. Способствованию обретения ей авторитета среди других стран.
Что было выполнено в 2022 году
- Систематизация актов, стандартов нарушения антикоррупционного законодательства, включая параметры смягчения (например, обстоятельства непреодолимой силы) или ужесточения наказания;
- Уточнение критериев определения действия, связанного с коррупцией;
- Подготовка предложений о целесообразности включения анкетных данных о близких родственниках супругов, претендующих занимать госдолжности;
- Обеспечение объективности судебных разбирательств;
- Уточнение условий прозрачности проведения госзакупок, требований к недопущению возможных конфликтов интересов;
- Установление запрета на выбор поставщиков госуслуг и госзакупок, имеющих связи с оффшорными компаниями;
- Разработка требований о передаче имущества в доход РФ при условии отсутствия сведений об их источнике;
- Проведение междисциплинарных исследований касательно конфликтов интересов в бизнесе, мер, принятие которых необходимо для предотвращения появления нелегальных схем;
- Внедрение антикоррупционных стандартов в деловой сфере, взаимодействие с коллегами, партнерами, отношения купли-продажи.
Среди перечисленных в плане мер – совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции. Кроме того, президент поручил усовершенствовать порядок получения подарков отдельными категориями работников.
Президент Владимир Путин подписал указ о национальном плане противодействия коррупции на 2022-2022 гг. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. «Утвердить прилагаемый национальный план противодействия коррупции на 2022-2022 гг.», – говорится в указе.
Контакты
С 2022 г. при президенте действует Совет по противодействию коррупции. На прошлой неделе Путин включил в его состав председателя Счетной палаты Алексея Кудрина и своих помощников Анатолия Серышева и Дмитрия Шалькова.
В соответствии с Положениями раздела I Указа Президента РФ от 29.06.2022 № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2022-2022 годы», Правительству было предписано в срок до 01 февраля 2022 г. представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, предусматривающих случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением. Чем собственно Министерство юстиции и занялось, причём попыталось сделать это аккуратно, чтобы не вызвать в свой адрес обвинений о попытках легализовать коррупцию, пусть и на бытовом уровне, как это подано многими критиками.
Законопроект о «вынужденной коррупции»
Обсуждение проекта Минюста в принципе на сегодня невозможно, поскольку он не наполнен каким-либо содержанием, а об идее разработки механизмов освобождения от ответственности стало известно еще в июне 2022 г., когда был обнародован президентский национальный план противодействия коррупции.
Предпосылки разработки законопроекта Министерства юстиции
Следует заметить, что содержание проекта закона должно быть заполнено таким образом, чтобы исключить двоякое толкование нормативных предписаний, а перечень примеров допустимого (позволительного) поведения, и самих обстоятельств непреодолимой силы, был максимально подробно описан и был исключительным, не допускающим расширенного трактования.
Среди них – «подарки в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, канцелярская печатная продукция с логотипом государственного органа, органа местного самоуправления», за исключением подарков, изготовленных из драгоценных металлов или камней. Также допустимы будут ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды) от ведомства, в котором работает тот или иной служащий, а также от вышестоящего органа и организации.
Внесены законопроекты по совершенствованию антикоррупционного законодательства
Так, в частности, законопроектом предлагается установить единый перечень подарков и вознаграждений, который могут иметь право получить «лица, замещающие государственные должности, муниципальные должности, том числе депутаты, должности государственной и муниципальной службы».
Смотрите также
«За несоблюдение членами Правительства РФ ограничений и требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются взыскания», — сказано в тексте поправок. В пояснительной записке отмечается, что, в случае принятия всего пакета изменений, также, кроме увольнения, наказанием могут стать выговор и предупреждение о неполном должностном служебном соответствии.
Независимая антикоррупционная экспертиза является важной формой участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции. Она позволяет оказывать влияние на нормотворческую практику государства, на ранней стадии выявлять имеющиеся в проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы.
Согласно статье 5 Федерального закона № 172-ФЗ институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Библиографическое описание:
В настоящее время Минюстом России аккредитовано и включено в Государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — Государственный реестр), 2 928 независимых экспертов, из них 2 517 физических [15] и 411 юридических лиц [16].