2022 год уплата начисленных недоимки,пеней и штрафов ,административные меры воздействия органы

Содержание

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «2022 год уплата начисленных недоимки,пеней и штрафов ,административные меры воздействия органы». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Организация обязана исполнить требование об уплате налога (штрафа, пеней) в течение восьми рабочих дней после того, как оно было получено. Налоговая инспекция вправе установить более продолжительный срок для погашения недоимки (он должен быть указан непосредственно в требовании). Это следует из абзаца 4 пункта 4 статьи 69 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

В каком порядке взыскивается недоимка по налогам (штрафам, пеням)

  • по которым организации предоставлена отсрочка (рассрочка) или налоговый кредит;
  • которые реструктурированы в соответствии с действующим законодательством;
  • по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности организации по уплате этих сумм исполненной.

Исполнение требования

Принимать решение о признании недоимки безнадежной и о ее списании могут налоговые инспекции и таможенные органы (в отношении недоимок по налогам, уплачиваемым при ведении внешнеэкономической деятельности). Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ.

  • при ликвидации компании;
  • при признании банкротом индивидуального предпринимателя;
  • в случае смерти физического лица, если он являлся должником по налогам и сборам;
  • при наличии судебного решения, в соответствии с которым налоговые органы не имеют права требовать уплаты недоимки по налогам, пеней и пр. с должника;
  • при вынесении судебным приставом постановления о завершении производства по исполнительному документу с возвратом взыскателю такого документа (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 46 федерального закона от 02.10.2022 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), при условии, что возникла данная задолженность более 5 лет назад, в приведенных ниже случаях:
  • размер задолженности равен или ниже размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;
  • суд возвращает заявление о признании должника банкротом или прекращает производство по делу о банкротстве ввиду отсутствия средств, необходимых для компенсации судебных издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Если юрлицо или индивидуальный предприниматель пропустит срок уплаты налогов или страховых взносов, нарушив тем самым налоговое законодательство (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), то у него образуется долг перед бюджетом. Это недоимка по налогам (страховым взносам), то есть в данном случае задолженность (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Когда возможно списание недоимки по налогам

  • Если недоимка по налогу выявлена в ходе налоговой проверки, то не позднее 20 рабочих дней с того момента, когда вступило в силу решение, вынесенное по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, пп. 2, 3 ст. 70, п. 1 ст. 87, пп. 7, 9 ст. 101 НК РФ).
  • Если недоимка выявлена вне рамок проверок налогоплательщика, то срок направления требования будет зависеть от суммы задолженности (пп. 1, 3 ст. 70, п. 10 ст. 101.4 НК РФ). Так, при задолженности в 500 руб. и более требование должно быть направлено в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а при задолженности менее 500 руб. — в течение 1 года со дня выявления недоимки.

По итогам проверки организации управление Пенсионного фонда вынесло решение о привлечении страхователя к ответственности и выставило требование об уплате недоимки по взносам, пеней и штрафов. Страхователь обратился в суд с заявлением о признании требования недействительным. Основание — требование оформлено с нарушением пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ), поскольку в нем не указан срок уплаты взносов, а также период, за который начислены пени.

Рекомендуем прочесть:  Землю За Третьего Ребенка В 2022 Хмао

Верховный суд признал требование об уплате недоимки по страховым взносам недействительным из-за того, что в нем не был указан период начисления пеней

Из положений действующего законодательства следует, что контролеры обязаны указывать в требовании, в том числе, размер недоимки и дату, с которой начисляются пени, — то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.

Суть спора

В управлении ПФР, в свою очередь, заявили: тот факт, что в требовании не отражены сведения о сроке уплаты причитающейся суммы, не свидетельствует о существенном нарушении прав плательщика, так как сроки уплаты взносов определены законодательством о страховых взносах, и должны быть известны страхователю.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, — 8 рабочих дней начиная с даты получения требования. Однако этот срок по усмотрению налогового органа может быть увеличен. При этом максимальный предел не установлен.

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Способы взыскания недоимки

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета — дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Таким образом, законодатели повысили суммовой порог налоговой задолженности до 3000 рублей (новая редакция абз. 1 п. 1 ст. 70 НК РФ). Проще говоря, всё, что меньше этой суммы с 01.04.2022 не стоит в приоритете у налоговиков в целях скорейшего взыскания в пользу бюджета.

С 01.04.2022 инспекторы получили право требования об уплате налога на сумму от 500 до 3000 рублей направлять должнику в течение года. То есть, когда сумма недоимки у организации или ИП не превышает 3000 рублей. В этом случае требование на уплату налоговики смогут выставить не позднее 1 года со дня выявления недоимки.

Новые правила взыскания небольшой задолженности

  • осмотреть при наличии согласия территории, помещения, документы и имущество организации;
  • вне проверки истребовать документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах компании (их перечень регламентирует приказ ФНС).

В отсутствие же судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, недоимка не признается безнадежной к взысканию, даже если налоговым органом пропущены установленные НК РФ сроки взыскания налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Взыскание в судебном порядке

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса (далее — НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации (расчеты). Согласно ч. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный срок декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязательство по оплате пеней и штрафов возникает именно у налогоплательщика — бюджетного учреждения. Отражение в учете операций по принятию таких обязательств, а также их исполнению не может быть увязано с возмещением каких-либо средств от физических или юридических лиц.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2022 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы по уплате штрафов, пеней (в том числе за несвоевременную уплату налогов (взносов)) отражаются по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ. С 01.01.2022 данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296. Так, расходы по уплате пеней, штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах относятся на подстатью 292 КОСГУ*(1).
Расчеты по перечислению в бюджет пеней и штрафов могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»*(2).
Расходы, связанные с уплатой пеней и штрафов, учитываемых на счете 0 303 05 000, не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на финансовый результат учреждения — на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (абзац 8 п. 131 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2022 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Как правило, судебная практика основывается на том, что уплата налогов и соответствующих пеней является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого действительного ущерба. Поэтому принятие решения о взыскании с виновных сотрудников предъявленных учреждению штрафных санкций в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно. Однако это не исключает возможности добровольного возмещения виновными лицами расходов учреждения, возникших в связи с предъявлением учреждению таких штрафных санкций.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения. Такие поступления, согласно Указаниям N 65н, должны отражаться в бухгалтерском учете с применением подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Данному коду КОСГУ соответствует счет 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 108, 109 Инструкции N 174н).
По общему правилу бюджетные учреждения отражают начисление любых доходов по дебету счета 209 00 и кредиту счета 401 10 только по коду финобеспечения «2» — приносящая доход деятельность (письмо Минфина России от 09.11.2022 N 02-06-10/65506). Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
— о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
— о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 401 20 292 Кредит 4 303 05 730
— на основании требования налогового органа начислены пени, штрафы;
2. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
Увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 292)
— оплачены пени, штрафы;
3. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— начислен доход от компенсации затрат учреждения;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
Увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 134)
— поступили на лицевой счет средства, добровольно внесенные виновным лицом.

Рекомендуем прочесть:  Закон Ленинградской Области Об Обучении На Дому 2022 Года

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Любые пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджеты (внебюджетные фонды), могут учитываться организациями госсектора на счете 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» с отнесением на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».
Сумму возмещенных виновным лицом денежных средств следует рассматривать в качестве компенсации затрат учреждения, подлежащих отражению на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Бюджетному учреждению налоговым органом предъявлены пени за несвоевременную уплату налогов (взносов, сборов) и штрафы за нарушение сроков представления налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам). Оплата указанных пеней и штрафов проведена по подстатье 292 КОСГУ за счет субсидии на госзадание. Нарушение сроков произошло по вине сотрудника бухгалтерии, и он согласен добровольно возместить произведенные расходы. Как отразить в бухгалтерском учете операции по уплате пеней и штрафов и их возмещение виновным лицом?

————————————————————————-
*(1) Заметим, что в Приложении N 5 к Указаниям N 65н по-прежнему остается увязка КВР 853 с «укрупненной» статьей 290 «Прочие расходы». Соответственно, допустимо применение нового кода КОСГУ 292 «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах» одновременно с КВР 853.
*(2) В то же время не будут противоречить применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета и положения учетной политики учреждения, в соответствии с которыми расчеты по уплате пеней (штрафов) по налогам (взносам) будут учитываться на дополнительных аналитических счетах учета, открываемых к счетам, предназначенным для учета расчетов по соответствующим налогам (взносам) (303 01, 303 02, 303 03 и т.д.).

Арбитражные суды считают, что штрафовать индивидуальных предпринимателей вправе только органы ПФР, а не налоговики (Постановление ФАС СЗО от 05.04.2004 N А26-4420/03-212). Налоговые органы должны проверять, правильно ли начислены пенсионные взносы, только в отношении ЕСН, то есть закономерно ли применен налоговый вычет по ЕСН. Такого же мнения придерживаются и официальные лица, которые утверждают, что у ПФР есть право налагать штрафы за нарушение норм Закона N 167-ФЗ.

Если должник добровольно не погасил свою задолженность в полном размере и в срок, указанный в требовании, руководитель ТОПФР или его заместитель принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 5 ст. 25.1 НК РФ). В решении работники ТОПФР должны указать:

Новый порядок принудительного взыскания налоговой санкции

  • основания взыскания;
  • размер взыскиваемой суммы;
  • соответствующие статьи нормативных правовых актов, на основании которых производится взыскание;
  • документы и другие сведения, которые подтверждают наличие недоимки, пеней и штрафов;
  • срок, в течение которого страхователь может обжаловать решение о взыскании в вышестоящий орган страховщика или в арбитражный суд;
  • порядок обжалования в вышестоящий орган;
  • наименование и местонахождение вышестоящего органа, а также другие необходимые сведения.
Рекомендуем прочесть:  Оформление Детских Пособий В Мфц 2022

Если налоговое правонарушение обнаруживается и фиксируется актом выездной налоговой проверки, то начало течения 6-месячного срока давности взыскания налоговой санкции, как следует из ст. 100, 101, 113 и 115 НК, связывается именно с указанным актом, с принятием которого начинается процесс привлечения к налоговой ответственности, а не с решением руководителя налогового органа. В случаях же, когда акта налоговой проверки не требуется, начало течения 6-месячного срока давности для обращения в суд о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового органа.

Следует различать срок предъявления (направления) требования об уплате налога, пеней, штрафов, срок их принудительного взыскания, срок добровольной их уплаты, срок обращения в суд с требованием о взыскании таких платежей и давностный срок привлечения к налоговой ответственности. Вопрос о соотношении указанных сроков требует подробного исследования, поскольку довольно часто допускается их смешение и как следствие — определение момента прекращения обязанности по уплате налога, пеней, штрафов значительно затрудняется.

Срок обращения в суд с заявлением о взыскании налога, пеней, штрафа

Согласно же п. 1 ст. 47 НК взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных НК.

  • в день, следующий за установленной датой оплаты обязательств;
  • в момент фактического зачисления излишних средств на расчетный счет в качестве возмещения;
  • в день вынесения решения о зачете налоговых обязательств, размер которого определен неверно.

Что такое недоимка по налогам

Налоговая служба, при обнаружении в ходе камеральной проверки недоимки, направляет налогоплательщику требование о ее уплате. Требование передается должнику по почте или отправляется в электронном виде через ТКС. В документе прописывается срок добровольного погашения задолженности. Если субъект хозяйствования добровольно не перечисляет недоимку в бюджет в указанный срок, то начинается подготовка к принудительному взысканию.

chto_takoe_nedoimka.jpg

  1. Бесспорное взыскание. В этом случае погашение задолженности осуществляется без судебного разбирательства. Сумма недоимки снимается с расчетного счета субъекта хозяйствования на основании предъявленного налоговиками банку поручения на списание денег. Дополнительно может быть применена мера воздействия на налогоплательщика в форме приостановки движения по счетам. Если денежных ресурсов на расчетных счетах у предприятия или ИП недостаточно, ИФНС инициирует взыскание налога за счет имущества должника.
  2. Взыскание на основании судебного решения. Этот вариант применяется в ситуациях, когда истек срок для бесспорного списания, и ИФНС обращается в арбитражный суд.

Обнаружив у себя одну из перечисленных ситуаций, как можно быстрее погасите возникший долг, чтобы прекратилось начисление санкций. Потому что пени начисляются до тех пор, пока не уплачена вся сумма задолженности. Пени с суммы недоимки также нужно будет перечислить (абз. 2 п. 3 ст. 58 НК РФ).

Штрафы за просрочку налоговых платежей

  • на 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ), если нарушения присутствовали в течение одного налогового периода (года);
  • на 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ), если они происходят на протяжении более одного налогового периода (года).

Как отразить недоимку и пени в бухгалтерском учете

1-я ситуация . Пропущен установленный срок уплаты налога. В этом случае нужно как можно быстрее перечислить просроченные налоговые платежи, а также пени. Согласно статьи 75 НК РФ сумму пеней рассчитывается на калькуляторе исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки уплаты суммы налога. Причем пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства – прежде всего, административная и выражается она в штрафах и пенях. Основная информация о том, какие меры принуждения государство имеет права применять к нарушителям, содержится в статье 282 Бюджетного кодекса РФ.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства и неведение бухгалтерского учета

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства чаще всего выражается в наложении административных штрафов, однако представители Федерального казначейства имеют право в бесспорном порядке списывать часть или полную суммы ранее выделенных государством средств.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение требований к бухгалтерскому и бюджетному учету. Мера ответственности зависит от процента искажения показателей отчетности и применяется для должностных лиц. За искажения разной степени предусмотрены штрафы от 1000 до 50.000 рублей.

Оцените статью
Правовая защита населения