Людей Покинувших Добровольно Покинувших Зону Отселения По Чаэс Лишили Дополнительного Отпуска На Каком Основании

Согласно ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного закона относятся в том числе

В статье 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что указанным гражданам гарантируется использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

  1. Заявление о предоставлении оплаты дополнительного отпуска по форме.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, подтверждающий принадлежность к гражданству Российской Федерации:
    • паспорт гражданина Российской Федерации;
    • документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации (в случае если заявителями выступают иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства), Федеральным законом от 25.07.2002 №115‑ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в случае если заявителями выступают иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства), указами Президента Российской Федерации от 21.12.1996 №1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации», от 14.11.2002 №1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.04.2011 №444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 19.02.1993 №4528‑1 «О беженцах»;
    • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
    • иные документы, удостоверяющие личность в соответствии с действующим законодательством.
  3. Удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки (в случае получения удостоверения на территории Санкт‑Петербурга представление заявления не требуется).
  4. Справка о размере среднего заработка с указанием причитающейся к выплате итоговой суммы и периода, за который предоставляется отпуск, подписанная руководителем организации и главным бухгалтером (с расшифровкой подписей) и заверенная печатью.
  1. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
    • граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
    • военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
    • граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
    • граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
  3. Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.
  4. Военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно‑подъемный, инженерно‑технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
  5. Лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждении.
  6. Граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие».
  7. Младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений).
  8. Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития.
  1. Осуществляет проверку комплекта документов заявителя.
  2. В случае принятия решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска готовит проект распоряжения ПФР об утверждении списка получателей оплаты дополнительного отпуска.
  3. В случае принятия решения об отказе во включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска готовит проект письма в адрес заявителя об отказе во включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска.
  4. Передает комплект документов, а также проекты распоряжения либо проект письма об отказе главе ПФР для подписи.
  5. После подписания главой ПФР указанных документов направляет копию распоряжения или письмо об отказе заявителю.

Специалист ПФР, ответственный за прием комплекта документов:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. Консультирует заявителя о порядке оформления заявления по форме и проверяет правильность его оформления. По просьбе заявителя, не способного по состоянию здоровья либо в силу иных причин собственноручно оформить заявление, заявление может быть оформлено специалистом ПФР, ответственным за прием документов, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  4. Определяет необходимость и способ информирования заявителя о принятом ПФР решении по предоставлению государственной услуги в устной либо письменной форме, в том числе через МФЦ, согласно волеизъявлению заявителя в соответствии с отметкой в заявлении.
  5. Проверяет сведения.
  6. Дополняет представленный комплект документов (в случае необходимости) сведениями.
  7. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню необходимых документов.
  8. Определяет необходимость осуществления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти (организации) Санкт‑Петербурга, исполнительные органы государственной власти (организации) субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти (организации), местные администрации муниципальных образований (в том числе иных субъектов Российской Федерации), о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  9. В случае необходимости направления межведомственных запросов о предоставлении необходимых сведений (документов), а также получения ответов на них — передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту ПФР, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них.
  10. Ксерокопирует документы (в случае необходимости) для формирования комплектов документов заявителя, заверяет копии документов.
  11. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  12. Выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема.
  13. В случае предоставления при личном обращении заявителя неполного комплекта документов — делает на заявлении запись «О предоставлении неполного комплекта документов проинформирован». Факт ознакомления заявителя с записью заверяется его подписью. Если при этом заявитель отказался от подачи заявления и потребовал возврата предоставленных документов, делает на заявлении запись «Настоящее заявление отозвано, документы возвращены заявителю» и возвращает предоставленные заявителем документы.
  14. Передает заявление и комплект документов заявителя для принятия решения специалисту ПФР, ответственному за подготовку проекта решения о включении в список получателей оплаты дополнительного отпуска.
  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Законные представители (опекуны, попечители) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Труд работников, пострадавших в результате радиационных катастроф (чернобыльцы, семипалатинцы, «маяковцы» и др

Важно! Размеры выплат гражданам, установленные Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 и Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3 В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 зона отчуждения (именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года ‒ зоной отселения) ‒ территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

5 В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 зона проживания с льготным социально-экономическим статусом ‒ часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

II. Гарантии гражданам, в том числе временно направленным или командированным, занятым в зоне отчуждения 3 :
1) повышенная оплата труда (минимальный размер повышения оплаты труда составляет 4 процента тарифной ставки (оклада));
2) сокращенный рабочий день в соответствии с трудовым законодательством (не более 36 часов в неделю);
3) дополнительный оплачиваемый отпуск (минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней).
Дополнительные трудовые гарантии гражданам, занятым на работах в зоне отчуждения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству работники, пострадавшие в результате радиационных катастроф (чернобыльцы, семипалатинцы, «маяковцы» и др.), имеют право на получение ряда льгот и компенсаций.
Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиационных катастроф, определены в зависимости от того, к какой из категорий пострадавших относится тот или иной гражданин в соответствии с:

Отказ в дополнительном оплачиваемом отпуске выехавшему добровольно из зоны отсуления

Я ежегодно использовал эту льготу, но в этом году управление соцзащиты отказало мне в оплате дополнительного отпуска, ссылаясь на то, что «ст.17 закона не содержит нормы, предусматривающие предоставление доп оплачиваемого отпуска гражданам, выехавшим добровольно из зоны отселения» (см файл во вложении).

Письмо Верховного Суда РФ от 05.11.2022 N 7-ВС-7105/15
«Председателям верховных судов республик, краевых и областных судов Московского и Санкт-Петербургского городских судов, судов автономной области и автономных округов Российской Федерации, Апелляционных судов Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
II. Рассмотрение в исковом порядке трудовых, пенсионных и социальных дел, вызывающих вопросы по определению вида судопроизводства:
12) о признании недействительными (незаконными) решений об
отказе в предоставлении социальных пособий, компенсационных выплат (в
частности, жертвам политических репрессий, лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф), денежных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также денежных субсидий на приобретение жилья, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом;

Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2022 г. № 40-П “По делу о проверке конституционности пункта 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданки Т.С. Овечкиной”
2.3. При этом различия в степени радиационного риска в зонах отчуждения и отселения обусловливают применение различного порядка проведения эвакуации и переселения. По смыслу вышеприведенных положений, эвакуация представляет собой экстренный организованный выезд граждан за пределы территории, степень радиоактивного загрязнения которой создает угрозу для жизни и здоровья населения. Переселение из населенных пунктов, расположенных на территории с менее высоким уровнем радиоактивного загрязнения, носит планомерный характер и проводится по мере создания условий, необходимых для приема и обустройства граждан на новом месте жительства.
Однако выезд из населенных пунктов, относящихся как к зоне отчуждения, так и к зоне отселения (включая ту ее часть, откуда жители подлежали обязательному переселению), мог быть осуществлен и в добровольном порядке исходя из предоставленной гражданам объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья (пункт 5 статьи 6 и пункт 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), что не лишает граждан, таким образом покинувших указанные территории, возможности присвоения им статуса пострадавших от чернобыльской катастрофы и, соответственно, права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, основанием возникновения которого, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, является воздействие радиации, а не какие-либо иные обстоятельства (определения от 14 июня 2006 года № 273-О и от 1 марта 2007 года № 26-О).
Следовательно, независимо от того, в каком порядке граждане покинули территории зоны отчуждения и зоны отселения — в порядке эвакуации, переселения или добровольно, они относятся к лицам, подвергшимся воздействию радиации, на которых в связи с этим распространяется действие названного Закона.

Людей Покинувших Добровольно Покинувших Зону Отселения По Чаэс Лишили Дополнительного Отпуска На Каком Основании

  1. Люди, занимавшиеся ликвидацией негативных последствий аварии и работающие в зоне отчуждения: со дня аварии до 1 июля 1986 года, с 1 июля 1986 до 31 декабря 1986 более 5 календарных дней, в 1987 году более 2 недель. К этой категории относятся граждане, постоянно проживавшие в зоне отселения до принятия официального решения, а также эвакуированные в 1986 году.
  2. Инвалиды и больные лучевой болезнью.
  3. Лица, которые более 2 недель занимались санитарной обработкой, строительством или дезактивацией техники. Сюда же следует добавить постоянных жителей, находящихся в опасной местности более 3 лет.
  4. Граждане, которые проживают и ведут трудовую деятельность на территории радиоэкологического контроля. Условие: нахождение в зараженной зоне более 4 лет (до 1 января 2013).
  • Работник предъявляет работодателю заявление на чернобыльский отпуск, и справку из социальной защиты, подтверждающую право на дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • ксерокопия удостоверения, дающего право на социальную поддержку;
  • паспорт.
Рекомендуем прочесть:  Льготы пенсионерам в москве после 80 лет в 2022 году

При этом важно понимать, что заболевание в обязательном порядке должно быть подтверждено больничным листом. Также некоторые работодатели иногда отказываются оплачивать дополнительный отпуск сотрудникам, имеющим статус пострадавшего в результате аварии на ЧАЭС

Помимо четырёх основных категорий, существует и пятая, правда неофициальная. Однако многие работодатели идут навстречу таким сотрудникам и не отказывают им в предоставлении дополнительного отпускного периода. В эту категорию входят граждане, до сих пор работающие на атомной станции.

  • неиспользованный отпуск не переносится на следующий год;
  • не разрешается разделять отдых в период временной нетрудоспособности;
  • в случае работы по совместительству существует возможность получить положенный отпуск;
  • если сотрудник сменил в календарном году место работы, то будет невозможно оформить суммарное количество дней отдыха;
  • отпуск не продлевается на количество припавших праздничных дней;
  • получить денежную компенсацию за неиспользованный отпуск можно только в случае увольнения.
  1. Люди, занимавшиеся ликвидацией негативных последствий аварии и работающие в зоне отчуждения: со дня аварии до 1 июля 1986 года, с 1 июля 1986 до 31 декабря 1986 более 5 календарных дней, в 1987 году более 2 недель. К этой категории относятся граждане, постоянно проживавшие в зоне отселения до принятия официального решения, а также эвакуированные в 1986 году.
  2. Инвалиды и больные лучевой болезнью.
  3. Лица, которые более 2 недель занимались санитарной обработкой, строительством или дезактивацией техники. Сюда же следует добавить постоянных жителей, находящихся в опасной местности более 3 лет.
  4. Граждане, которые проживают и ведут трудовую деятельность на территории радиоэкологического контроля. Условие: нахождение в зараженной зоне более 4 лет (до 1 января 2013).
  • Работник предъявляет работодателю заявление на чернобыльский отпуск, и справку из социальной защиты, подтверждающую право на дополнительный оплачиваемый отпуск.
  • ксерокопия удостоверения, дающего право на социальную поддержку;
  • паспорт.

При этом Закон, устанавливая меры социальной поддержки для указанной категории граждан, предусматривает в отношении граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, дополнительные социальные гарантии (в том числе предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска).

Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития, отнесены пунктом 6 части первой статьи 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, предоставляются в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон).

Статьей 13 Закона определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, имеющих право на меры социальной поддержки и возмещение вреда. Для каждой конкретной категории указанных граждан предусмотрены соответствующие меры социальной поддержки, исходя из степени риска вследствие их проживания или работы на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, определяемому в зависимости от радиационной обстановки и ее влияния на здоровье людей.

Дополнительную информацию можно получить в отделе социальной защиты населения администрации Выборгского района Санкт‑Петербурга по адресу: Учебный пер., дом 2, кабинет № 216, приемные дни: понедельник и среда с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00, телефон 590-65-22.

  1. заявление передается бухгалтеру компании, который подготавливает справку для представителей соцзащиты;
  2. справка содержит период дополнительного отпуска, а также сумму, которая должна быть выплачена специалисту;
  3. работник кадровой службы формирует приказ по форме Т-6 о предоставлении отпуска, причем здесь указывается его продолжительность;
  4. ставятся нужные отметки в табеле рабочего времени;
  5. вносятся необходимые правки в личную карточку специалиста.

Точный период отдыха рассчитывается индивидуально для каждого льготника. Для этого бухгалтер компании должен тщательно изучить документацию, полученную от сотрудника организации. По ФЗ №1244-1 срок отпуска для чернобыльцев варьируется от 7 до 30 дней. При этом учитываются следующие нюансы:

Для оформления отпуска грамотно формируется заявление, к которому прикладывается копия документа, подтверждающего льготный статус работника предприятия. Поскольку заявление дополнительно направляется в органы соцзащиты, то к нему надо приложить не только свидетельство ликвидатора или справку из соцзащиты, но и справку по форме 2-НДФЛ, которая содержит сведения о среднем заработке гражданина.

Гражданин может самостоятельно обратиться за оплатой своего отпуска, для чего подается заявление на портале Госуслуг. Для этого надо обладать идентифицированной учетной записью. К заявлению прикладывается документация, подтверждающая льготный статус, а также справка 2-НДФЛ.

  1. лица, участвующие в ликвидации последствий катастрофы, причем у них должен иметься официальный статус ликвидаторов;
  2. граждане, которые жили постоянно в зоне отчуждения до эвакуации;
  3. россияне, эвакуированные из родных мест из-за аварии;
  4. лица, оформившие группу инвалидности из-за болезни или травмы, полученной из-за взрыва на ЧАЭС;
  5. люди, у которых обнаружена лучевая болезнь;
  6. граждане, которые дольше 14 дней находились в зоне отчуждения для реализации какой-либо трудовой деятельности;
  7. лица, которые жили в опасной зоне дольше трех лет;
  8. россияне, которые трудились в зоне, где постоянно контролировался уровень радиации, но их стаж должен превышать 4 года.

Она исчисляется следующим образом: вся заработная плата за 12 месяцев делится на количество календарных дней за вычетом праздничных, попавших в этот период, т.е Зп : (365 – пр) = Дн.ставка. Так как продолжительность дополнительного отдыха составляет 14 календарных дней, то необходимо дневную ставку умножить на 14: Сумм = Дн.ставка * 14.

И основной, и дополнительный отпуска лицам, подходящим под категорию «чернобылец», предоставляется в любое удобное для них время. Для предоставления дополнительного отдыха по категории «чернобылец» не имеет значения стаж работы на данном предприятии, т.к. эта льгота не взаимосвязана с рабочим процессом и работник вправе ее не использовать, если в том нет необходимости.

  1. Чернобыльцам 1 и 2 категории дается дополнительный отпуск с сохранением заработной платы протяженностью 14 дней.
  2. До 14 дней, но уже без содержания, предоставляется дополнительный отдых и для чернобыльцев 3 и 4 категорий, имеющих несовершеннолетних детей и проживающих в зоне, загрязненной радиацией.

На основании этого заявления, подписанного работодателем, и оформляется дополнительный отпуск, как и любой другой, приказом по предприятию по унифицированной форме Т-6. В приказе указывается категория отпуска – оплачиваемый или без сохранения заработной платы.

Кому положен чернобыльский отпуск? Чтобы иметь льготы, чернобылец должен представить документ, удостоверяющий данную категорию. К ней относятся граждане, которые участвовали в ликвидации аварии на ЧАЭС и ее последствий, а также пострадавшие от облучения радиацией.

Внимание! Пострадавшие лица, относящиеся к 1 и 2 категории во время чернобыльской катастрофы, имеют право использовать свой дополнительный отдых в любой момент времени, даже после одного месяца работы на новом месте.Важно! Дополнительный отдых можно взять отдельно от основного, а можно совместно вместе с ним.

Военнослужащим, проходящим службу на территории Чернобыля, предоставляется отдых на срок от 14 (для сержантов) до 30 дней. Время нахождения в пути до места не учитывается. Гражданам, относящимся к 1 и 2 категории пострадавших лиц, помимо основного отпуска предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, на срок в 16 дней.

Рекомендуем прочесть:  Расчет прожиточного минимума на семью калькулятор 2022

Поэтому работодатели должны ответственно подходить к предоставлению льгот работникам, причисляющимся к уязвимым категориям населения. Они обязаны не только оформлять отпуск по желанию специалиста, но и своевременно оплачивать его из своих средств, запрашивая компенсацию из ФСС.

В зависимости от категории, к которой принадлежит гражданин, определяется длительность чернобыльского отпуска. Закон №1244-1 жестко регулирует правила предоставления данного периода отдыха, поэтому если работодатель по разным причинам отказывается в его оформлении, то это является нарушением трудовых прав сотрудника.

  • ликвидаторы последствий аварии;
  • граждане, проживающие в зоне отчуждения до официальной эвакуации;
  • все эвакуированные граждане в связи со случившейся катастрофой;
  • граждане, ставшие инвалидами вследствие лучевой болезни;
  • все граждане, пострадавшие от лучевой болезни;
  • граждане, находившиеся в зоне отчуждения в течение 2 недель, по причине осуществления необходимых работ;
  • граждане, проживающие в опасных зонах не менее 3 лет;
  • граждане, работающие в зоне, в которой постоянно проводится контроль над уровнем радиации (при стаже от 4 лет).

Кроме того, Минстрой России в направленных Письмом от 7 августа 2022 г. № 28068-ЕС/05 Методических рекомендациях по реализации некоторых вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, пришел к выводу, что предусмотренные ст. 22 Закона № 1244-1 ограничения на получение соцподдержки (в том числе государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы) распространяются только на указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона лиц.

Впоследствии с целью защиты прав и интересов оказавшихся в зоне действия неблагоприятных факторов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо принимавших участие в ликвидации ее последствий граждан РФ, а также для определения государственной политики в области социальной поддержки указанных категорий лиц был принят Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Закон № 1244-1), гарантировавший указанным лицам возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу, в том числе за риск, обусловленный проживанием и работой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, а также регламентирующий иные значимые вопросы (ст. 1, 3).

В результате аварии из сельхозоборота было выведено около 5 млн га земель, вокруг ЧАЭС создана зона отчуждения в 30 км, уничтожены и захоронены (закопаны тяжелой техникой) сотни мелких населенных пунктов, а также подвергшийся загрязнению личный авто- и мототранспорт эвакуированных жителей. Многие населенные пункты оказались подвержены воздействию радиации.

Некоторый прогресс был достигнут лишь в 2022 г., когда Конституционный Суд РФ наделил детей, находившихся на загрязненных территориях и родившихся до 1 апреля 1987 г., правами, равными установленным для граждан, проживавших на данной территории с 26 апреля 1986 г. (п. 3.3 Постановления от 13 декабря 2022 г. № 40-П).

Так, одни суды признавали лиц, родившихся не только на территории, отнесенной к зоне проживания с правом на отселение, но и в зоне отселения после 30 июня 1986 г. (если на момент аварии на ЧАЭС они не находились в состоянии внутриутробного развития), имеющими право на получение предусмотренных п. 7 ст. 17 Закона № 1244-1 мер соцподдержки исключительно после их выхода на пенсию. Такой вывод был мотивирован тем, что данные лица не пострадали в равной мере с гражданами, проживавшими в момент аварии на указанных территориях, и не подверглись максимальному воздействию радиации, поэтому они не входят в категорию граждан, перечисленных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1 1 .

Пенсионное обеспечение и социальные выплаты чернобыльцев ко Дню памяти аварии на Чернобыльской АЭС

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

26 апреля 2022 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

Согласно ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного закона относятся в том числе

В статье 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что указанным гражданам гарантируется использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Правила получения дополнительного чернобыльского отпуска

Но следует иметь в виду, что если дни основного отпуска могут накапливаться при неиспользовании, то дополнительным следует воспользоваться в том календарном году, на который он рассчитан. В противном случае льготные дни после декабря автоматически «сгорают».

Кому положен чернобыльский отпуск? Чтобы иметь льготы, чернобылец должен представить документ, удостоверяющий данную категорию. К ней относятся граждане, которые участвовали в ликвидации аварии на ЧАЭС и ее последствий, а также пострадавшие от облучения радиацией.

Если дополнительный отдых предоставляется лицам 3 и 4 категории чернобыльцев (т.е. бесплатный), в приказе делается ссылка на наличие несовершеннолетних детей. А к заявлению прилагаются копии свидетельств о рождении, а также справка с места жительства, подтверждающая совместное проживание.

И основной, и дополнительный отпуска лицам, подходящим под категорию «чернобылец», предоставляется в любое удобное для них время. Для предоставления дополнительного отдыха по категории «чернобылец» не имеет значения стаж работы на данном предприятии, т.к. эта льгота не взаимосвязана с рабочим процессом и работник вправе ее не использовать, если в том нет необходимости.

  1. Чернобыльцам 1 и 2 категории дается дополнительный отпуск с сохранением заработной платы протяженностью 14 дней.
  2. До 14 дней, но уже без содержания, предоставляется дополнительный отдых и для чернобыльцев 3 и 4 категорий, имеющих несовершеннолетних детей и проживающих в зоне, загрязненной радиацией.

Список льгот чернобыльцам

  1. Зона отчуждения. Это район г. Чернобыль расположен рядом с 4 чернобыльскими реакторами. На такой территории не живут и не работают;
  2. Зона отселения — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, с которого после возникновения чернобыльской катастрофы уехали многие люди. Граждан, которые проживают в этом месте, также обеспечивают различными льготами;
  3. Зона с правом на отселение. Это зараженный район, в котором регулярно берут радиационные различные замеры. Гражданам, которые захотели покинуть это место, предоставляют определенные преференции;
  4. Зона с допустимым радиационным уровнем. Лица, которые до сих пор живут в подобном месте, тоже получают господдержку.
  1. Зона отчуждения. Это район, находящийся рядом с 4-мя реакторами. На этой территории запрещается проживать людям и вести какую-либо производственную деятельность;
  2. Зона отселения. Это район, с которого переселялись люди для уменьшения нанесения вреда радиационным фоном. Люди, уехавшие оттуда, имеют право на обеспечение льготами;
  3. Зона с правом на отселение. Это район с постоянным контролем со стороны медиков, замеров уровня радиационного поражения. В зоне проводится регулярная профилактика охраны здоровья. Люди, пожелавшие уехать, будут обеспечены льготами;
  4. Зона с уровнем радиации на допустимом уровне. Граждане, проживающие в этой местности, имеют права на льготы и государственную поддержку.

С момента чернобыльской трагедии прошло уже более 30 лет, но правительство РФ до сих пор несет ответственность перед пострадавшими лицами. Она проявляется в виде мер по пенсионному обеспечению чернобыльцев и оказанию им социальной помощи в виде льгот и различных компенсаций.

Так, в Москве чернобыльцам обеспечивают бесплатный проезд в общественном транспорте. В Санкт-Петербурге льготникам помогают в улучшении текущих жилищных условий. Это делают по программе «Жилище», которая утверждена постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г.

В соответствии с делением на зоны, разделяются категории льготников. Перед предоставлением льгот учитывается срок проживания, нахождения чернобыльцев на определенной территории. В зоне отселения гражданин должен проживать не менее года. Для зоны с правом на отселение установлен срок не менее 3 лет, и 4 года для территории с умеренным уровнем радиации.

  • первоначально отпуск оплачивается исключительно из средств работодателя;
  • затем руководство предприятия подает в социальный фонд следующий пакет документов: заявление сотрудника;
  • подтверждающие документы;
  • приказ по предприятию;
  • справка о доходах.
  • на основании вышеуказанных документов социальный фонд перечисляет средства на счет работодателя.

    2) ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно — правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере 80 рублей при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года;


    4 категория. В нее входят лица, которые на 1 января 1993 года прожили или проработали в зоне усиленного радиологического контроля не менее четырех лет. Также к этой категории относятся лица, которые работали за пределами зоны отчуждения в следующие периоды:

    • с 26 апреля по 1 июля 1986 года независимо от срока работы;
    • с 1 июля по 31 декабря 1986 года, при этом стаж работы должен составлять не менее 5 календарных дней;
    • работавшие в зоне отчуждения на протяжении 1987 года, при этом стаж работы в этих условиях должен составлять не менее 14 календарных дней;
    • лица, проживавшие на территории заражения с момента аварии.
    • с 1 июля по 31 декабря 1986 года, при этом период должен составлять 1–5 календарные дни;
    • на протяжении 1987 года стаж должен составлять от 1 до 14 дней;
    • в период с 1988 по 1990 год стаж работы в зоне отчуждения должен составлять не менее 30 календарных дней;
    • люди, проработавшие не менее 14 календарных дней в 1986 году на пунктах дезактивации и санитарной обработки.
    Рекомендуем прочесть:  Закон Нижегородской Области О Социальной Норме За Электрроэнергию

    Итак, работники, пострадавшие от радиации из-за аварии на ЧАЭС, имеют право на дополнительные отпуска (Федеральный закон от 15.05.1991 №1244-1). Продолжительность отпуска зависит от того, к какой категории чернобыльцев относится сотрудник (Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1):

    Оплата дополнительного отпуска, как и основного ежегодного отпуска, производится из расчета среднего заработка работника. В том же порядке нужно рассчитать отпускные для чернобыльцев. Однако оплачивать такой дополнительный отпуск организация не должна. Отпуска чернобыльцев подлежат оплате из федерального бюджета (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 №136).

    К сведению
    Кроме чернобыльцев мерами социальной поддержки пользуются лица, пострадавшие вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и при сбросе радиоактивных отходов в реку Теча. Так, граждане, ставшие инвалидами или получившие лучевую болезнь и другие заболевания, имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных дней (ст. 2, 3 Федерального закона от 26.11.1998 №175-ФЗ, п. 1, 2 ст. 13, п. 5 ст. 14 Федерального закона от 15.05.1991 №1244-1). Аналогичные права имеют и дети первого и второго поколения пострадавших граждан, (ст. 12, 14 Федерального закона от 26.11.1998 №175-ФЗ, п. 5 ст. 14 Федерального закона от 15.05.1991 №1244-1).

    Руководители компаний, нанимающие на работу чернобыльцев, обязаны предоставлять им льготы и преференции, назначаемые на государственном уровне. Поэтому они не могут отказать в оформлении дополнительного отпуска, если гражданин желает по разным причинам отдохнуть.

    С 1 июля года декретные в чернобыльской зоне выдаются по новым правилам. Они касаются только тех граждан, которые ушли в декрет после 30 июня г. Система, по которой рассчитывались и выплачивались декретные проживающим в чернобыльской зоне, не подвергалась корректировке четверть века. С момента подписания ФЗ в году логика выплат пособий по уходу за новорожденным не менялась, хотя корректировались суммы выплат и порядок назначения госпомощи. Пересмотреть принципы предоставления пособий думских депутатов заставили многочисленные злоупотребления, которые были обнаружены в ходе проверок ситуации с выплатами декретных в чернобыльской зоне в году. И главное нарушение — льготы получают те, кто фактически не проживает на зараженных территориях. Например, человек живет в Костроме, а зарегистрирован в Плавске, поэтому по действовавшему ранее закону он имеет возможность получать льготное пособие. Нововведения призваны кардинально поменять существовавшие подходы и сократить количество тех, кто регистрируется на подвергшихся радиационному загрязнению территориях незадолго до рождения малыша или сразу после родов для того, чтобы получать увеличенные выплаты. Двойные декретные в чернобыльской зоне в привычном для льготников-чернобыльцев виде отменен, а вместе с этим изменен принцип расчета пособия. Первые полтора года поддержку матери, отцу или ближайшим родственникам, осуществляющим фактический уход за малышом, будет оказывать работодатель. Вторая часть декретных будет поступать, пока ребенку не исполнится полтора года, от местных органов соцзащиты. Ежемесячная сумма в 3 тысячи рублей фиксирована и не зависит ни от заработков, ни от количества детей. По уходу за ребенком от 3 до 6 лет выплачивается также фиксированная сумма в размере 6 тысяч рублей на каждого ребенка работодатель от выплат в данный период освобождается. Действующие с 1 июля правила касаются только тех, кто зарегистрировался после Остальные будут получать пособия по старому принципу, и их пересчет произведен не будет. Новый закон о выплате декретных в чернобыльской зоне меняет и правила получения пособия по уходу за ребенком. Получить его можно только в двух случаях:. Ранее ограничений о том, что декретные выдаются только при четырехлетнем проживании в зоне, с которой убрали статус чернобыльской, не существовало. На местах были даны некоторые разъяснения по поводу получения декретных в зависимости от места рождения ребенка и прописки: Если малыш родился в Костроме и родители прописаны там же, то льготы, естественно, не предоставляются, так как Кострома не входит в зону зараженных территорий. Если новорожденный появился в Костроме, а родители прописаны в одном из сельских населенных пунктов зоны заражения, то отец и мать имеют возможность выбрать, какое место рождения фактическое или по прописке вписать в свидетельство, и соответственно, стать льготниками или нет. Возможности выбрать место рождения лишены те, кто прописан в городах, входящих в зараженные области. В последнем случае возникают серьезные спорные моменты, решить которые удается только в судебном порядке. Например, женщины, фактические проживающие в населенном пункте зараженных областей, из-за отсутствия роддома вынуждены рожать в городах, которые не имеют льготного статуса. И в этом случае льготные декретные роженица получать не сможет. Мнения самих льготников однозначны — новый закон значительно урезал размер пособия находящихся в декрете, при этом для получения созданы более жесткие условия. Главная Жилищные субсидии Рождение ребенка Налоговые вычеты Центр занятости Бизнес Учащимся Пенсии Форум Ветеранам Пособия ФСС Ещё выплаты Жизнь без очередей Инвалидность Региональные пособия ЖКХ Должникам Медицинские льготы Документы Гражданство РФ и миграция Главная Жилищные субсидии Рождение ребенка Налоговые вычеты Центр занятости Бизнес Учащимся Пенсии Форум Ветеранам Пособия ФСС Ещё выплаты Жизнь без очередей Инвалидность Региональные пособия ЖКХ Должникам Медицинские льготы Документы Гражданство РФ и миграция. Молодым семьям подпрограмма ‘обеспечение жильем молодых семей’ Программы обеспечения жильем бюджетников Новости Ипотека с господдержкой.

    • с 1 июля по 31 декабря 1986 года, при этом период должен составлять 1–5 календарные дни;
    • на протяжении 1987 года стаж должен составлять от 1 до 14 дней;
    • в период с 1988 по 1990 год стаж работы в зоне отчуждения должен составлять не менее 30 календарных дней;
    • люди, проработавшие не менее 14 календарных дней в 1986 году на пунктах дезактивации и санитарной обработки.

    Закон указывает на обязанность предоставить ежегодный оплачиваемый отдых в удобное время. Прямых указаний на дополнительный срок предоставления нет. Но так как речь идет об особой категории людей, имеет смысл идти навстречу и предоставлять его в указанное самим работником время.

    1. Оформление заявления на отпуск имеет следующие особенности:
        составляется в письменной форме;
    2. оформляется на имя руководителя организации;
    3. указывается основание получения данного вида отдыха.
    4. Предоставление подтверждающих документов. К поданному заявлению на отдых в обязательном порядке должны быть приложены заверенные копии следующих документов:
        паспорт, в котором имеется официальная запись, подтверждающая регистрацию в зоне отчуждения на момент аварии на ЧАЭС;
    5. удостоверение, которое подтверждает, что человек действительно является пострадавшим или ликвидатором аварии, и имеет право на получение социальной помощи;
    6. медицинские справки, подтверждающие наличие инвалидности или заболевания, причиненного радиационным облучением.
    7. Оформление приказа. На основании поданного работником заявления, руководителем организации создается приказ по установленной форме Т-6.

    Список льгот чернобыльцам

    Так, в Москве чернобыльцам обеспечивают бесплатный проезд в общественном транспорте. В Санкт-Петербурге льготникам помогают в улучшении текущих жилищных условий. Это делают по программе «Жилище», которая утверждена постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г.

    1. Украина. Здесь льготы чернобыльцам предоставляют по ФЗ № 796-XII от 28 февраля 1991 г. В этой стране льготников также делят на конкретные категории;
    2. Республика Беларусь. По закону Республики Беларусь № 9-З от 6 января 2009 г. чернобыльцам оформляют различные льготы.
    1. Личный паспорт (свидетельство о рождении — при получении удостоверения на 1 или нескольких детей до 14 лет);
    2. Документ, по которому подтверждают факт того, что заявитель был на месте аварии на ЧАЭС (военный билет с соответствующей записью, официальную справку из УК (ЖЭК), выписку из госархивов или домовой книги и др.);
    3. Заявление.

    Статус «чернобылец» присваивают ликвидаторам ЧАЭС и иным лицам, проживающих или ранее жившим в загрязненных областях. Также, под такую категорию подпадают члены семей этих граждан РФ, которые получили различные недуги или были подвержены лучевому облучению.

    Кроме того, дополнительные региональные льготы (например, скидка на проезд в общественном транспорте) вводятся на усмотрение субъектов федерации в зависимости от наполненности местного бюджета и оформляются региональными законами. Некоторых из них будут рассмотрены ниже.

    Условия предоставления льгот и компенсаций гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

    ü военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения;

    ü гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лицам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

    ¨ расходы, связанные с обеспечением продовольственными товарами или выплатой денежной компенсации, а также связанные с бесплатным питанием школьников, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ (кроме индустриально-педагогических, морских, речных и других, в которых решениями Правительства Российской Федерации установлено бесплатное питание) или с выплатой денежной компенсации в случаях, когда дети не посещают детские дошкольные учреждения ;

    Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производит перечисления средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением предусмотренных Законом льгот и компенсаций, в распоряжение органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации, которые перечисляют средства органам местного самоуправления, предприятиям и организациям, обязанным предоставлять отчет о расходовании средств по форме 2-ЧАЭС (приложение 11).

    ü расходы, связанные со снижением на 50 % оплаты жилой площади, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а также расходы, связанные с приобретением в пределах нормы, установленной для продажи населению, топлива, включая транспортные расходы гражданами, проживающими в домах, не имеющих центрального отопления;

  • Оцените статью
    Правовая защита населения