Минимальный Размер Тарифных Ставок (Окладов)

Как указано в определениях, заявители ставят перед собой вопрос об установлении тарифной ставки (оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, а этот вопрос относится к компетенции законодателя, который может при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда установить величину тарифной ставки (оклада, должностного оклада) не ниже МРОТ. Тем самым Конституционный Суд РФ в очередной раз подтвердил, что в доплату до МРОТ можно включать любые стимулирующие и компенсационные выплаты. Единственное исключение – это районные коэффициенты. Их нужно начислять исключительно на величину МРОТ (подробнее см. статью).

Конституционный Суд РФ подтвердил, что работодатель не обязан устанавливать оклад сотруднику на уровне или выше МРОТ. Такой вывод содержится сразу в нескольких определениях, которыми судьи отказали в принятии жалобы на неконституционность статьи 133 ТК РФ о том, что заработная плата работника, полностью отработавшего норму времени (выполнившему нормы труда) за месяц, не может быть меньше МРОТ.

Также стоит помнить, что поскольку в статье 133 ТК РФ речь идет о том, что не меньше МРОТ должен получить сотрудник, который отработал норму времени, то для сотрудников, которые отработали в условиях, которые отклоняются от нормы (сверхурочно, ночью, в праздники) оплата должна производиться сверх МРОТ. К такому выводу пришли судьи Конституционного Суда РФ от 11.04.2022 № 17-П. Этот вывод означает, что сотрудникам, которые, например, работают ночью необходимо сначала произвести доплату до МРОТ, и только потом начислить оплату за ночую работу (подробнее см. статью).

2 способ. Если нужно вычислить среднюю тарифную ставку почасовика в текущем году, сначала нужно определить среднечасовую месячную норму времени. Для этого соответствующий годовой показатель производственного календаря делим на 12 (количество месяцев). После этого уменьшаем в полученное количество раз среднемесячную тарифную ставку рабочего, установленную тарифной сеткой. Например, годовая норма составляет 1900 часов. Возьмем ту же месячную ставку, что и для предыдущего примера – 25 000 руб. Посчитаем, какую сумму в среднем зарабатывал в час этот рабочий в течение данного года: 25 000 / (1900 /12) = 157,9 руб.

Остальные разряды располагаются в зависимости от роста сложности работы и требуемой для нее квалификации (тарифные разряды), либо по уровню профподготовленности сотрудников (квалификационные разряды). Комплекс всех разрядов оставляет тарифную сетку предприятия. В ней каждый следующий разряд в несколько раз больше единичной ставки (то есть 1 разряда) – этот показатель отражает тарифный коэффициент.

Вопрос: В организации планируются организационные преобразования (кадровые перестановки, сокращение штата, изменение условий оплаты труда и т.д.). В каком случае потребуется внести изменения в штатное расписание и как часто их нужно вносить? Достаточно ли в трудовом договоре отразить только тарифную ставку (оклад), а поощрительные выплаты прописать в коллективном договоре?
Посмотреть ответ

К СВЕДЕНИЮ! МРОТ устанавливается государством, а все остальные элементы тарифной сетки принимаются отдельно для каждой организации и закрепляются в соответствующих локальных актах. Исключение – труд в организациях, финансируемых из государственного бюджета, где начисления происходят по Единой тарифной сетке (ЕТС).

Тарифная ставка – закрепленная документально величина финансового вознаграждения за достижение трудовой нормы той или иной степени трудности работником определенной квалификации за принятую единицу времени. Это «костяк», минимальная составляющая расчета за труд, на основании которой и строится сумма, получаемая сотрудниками «на руки».

во внебюджетной сфере размер месячной тарифной ставки 1 разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, — не ниже МРОТ (13890)

для работников бюджетной сферы, работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости населения, работников предприятий и организаций, единственным учредителем которых являются общероссийские организации инвалидов, работников из числа граждан с инвалидностью, трудоустроенных по договорам о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, а также для работников, трудоустроенных в рамках социального контракта, — в размере МРОТ

В состав МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ) не включаются районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2022 N 38-П).

для работодателей, деятельность которых относится к видам экономической деятельности, включенным в раздел «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» ОКВЭД, — в течение года не менее МРОТ (13890), а по итогам календарного года не менее 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в области, установленной на текущий год

В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом. Если размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не установлен, то применяется МРОТ.

Минимальная зарплата в; 2022 году: размер и; правила расчёта

При назначении зарплаты сотрудников нужно учитывать и региональные ограничения. Субъекты РФ могут установить свой минимальный размер оплаты труда, который не может быть ниже федерального. Если работник трудится в таком регионе, его зарплата должна быть больше или равна региональному МРОТ. Эти ограничения обязаны соблюдать только работодатели, которые присоединились к региональным соглашениям. Вас присоединят автоматически, если в течение 30 дней после публикации соглашения вы не направите письменный мотивированный отказ. Если вы смогли отказаться или в вашем регионе таких соглашений нет, платите зарплату не ниже федерального МРОТ.

Увеличить зарплату нужно тем сотрудникам, которые с 1 января за полностью отработанный месяц и до удержания НДФЛ получают меньше МРОТ. Индексацию можно провести путём подписания дополнительного соглашения к трудовому договору и уже с начала года начислять и выплачивать работникам не ниже минимального размера оплаты труда.

Если вы посмотрите редакцию ТК РФ от 2002 года, то увидите, что раньше в ст. 133 было чётко сказано, что в МРОТ не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Они идут сверх МРОТ. В свежем ТК РФ таких указаний нет. В нём сказано только то, что месячная зарплата работника, который полностью отработал норму рабочего времени, не может быть ниже минималки.

Зарплата работника за полный месяц не должна быть ниже минимального размера, установленного по стране, региону или отрасли. За нарушение этого требования работодателю грозят штрафы — от 10 000 рублей для ИП и от 30 000 рублей для организаций. Расскажем, какой минималки нужно придерживаться и как рассчитать сумму зарплаты.

Пример. В ООО «Соколик» работает Вика, которая совмещает работу с учёбой в университете. Для её должности установлен месячный оклад равный МРОТ при полной рабочей неделе (40 часов). Она отрабатывает 20 часов в неделю, поэтому её труд оплачивают пропорционально отработанному времени. ООО «Соколик» начисляет Вике зарплату в сумме 6 945 рублей (13 890 рублей × (20 часов / 40 часов × 100 %)).

Введение нового почасового МРОТ

При расчете оплаты труда и начислении пособий работодатели должны учитывать в качестве ориентира показатель МРОТ — минимальный размер оплаты труда. С 2022 г. изменяется порядок его расчета, а также вводится новый показатель — минимальная часовая ставка оплаты труда.

  • обращают особое внимание на низкие доходы, указываемые в РСВ и 6-НДФЛ. При этом используются контрольные соотношения, на основании которых МРОТ и среднеотраслевые значения зарплаты в регионе сравниваются с показателями отчетности;
  • требуют от работодателей пояснения по поводу низкой зарплаты относительно МРОТ и средней по отрасли в регионе;
  • передают в трудовую инспекцию сведения о нарушениях работодателями законодательства в сфере труда, в связи с чем их могут вызвать на зарплатную комиссию, например, при задержке зарплаты;
  • включают работодателей в план выездных налоговых проверок (п. 5 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333).
  • число рабочих часов в каждом месяце разное, а ежемесячное изменение часовой ставки не удобно и не целесообразно;
  • часовая ставка, определяемая на основании МРОТ, считается заниженной. К примеру, если МРОТ равен 12 130 руб., то стоимость часа в мае при 135 рабочих часов будет 89,85 руб. (12 130 / 135), а в июле при 176 рабочих часов — 68,92 руб. (12 130 / 176).

Но с 2022 г. МРОТ будет рассчитываться иным образом, поскольку депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект № 1027748-7. Для расчета будет использоваться медианная зарплата — это показатель, условно разделяющий население на две части. У одной части зарплата выше этого значения, а у другой части — ниже этого значения.

В новом году согласно данному законопроекту размер МРОТ составит 42% медианной заработной платы — 12 792 руб., т.е. он увеличится по сравнению с 2022 г. на 5,5%. В следующие периоды МРОТ также будет рассчитываться ежегодно, и при этом важно, что показатель не должен быть ниже прожиточного минимума, который тоже будет рассчитываться из медианного дохода (но с учетом другого процента).

Рекомендуем прочесть:  Можно ли снизить процент по ипотеке в сбербанке на уже взятую ипотеку в 2022 году в сбербанке как многодетная семья

Как указано в определениях, заявители ставят перед собой вопрос об установлении тарифной ставки (оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, а этот вопрос относится к компетенции законодателя, который может при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда установить величину тарифной ставки (оклада, должностного оклада) не ниже МРОТ. Тем самым Конституционный Суд РФ в очередной раз подтвердил, что в доплату до МРОТ можно включать любые стимулирующие и компенсационные выплаты. Единственное исключение – это районные коэффициенты. Их нужно начислять исключительно на величину МРОТ (подробнее см. статью).

Конституционный Суд РФ подтвердил, что работодатель не обязан устанавливать оклад сотруднику на уровне или выше МРОТ. Такой вывод содержится сразу в нескольких определениях, которыми судьи отказали в принятии жалобы на неконституционность статьи 133 ТК РФ о том, что заработная плата работника, полностью отработавшего норму времени (выполнившему нормы труда) за месяц, не может быть меньше МРОТ.

Также стоит помнить, что поскольку в статье 133 ТК РФ речь идет о том, что не меньше МРОТ должен получить сотрудник, который отработал норму времени, то для сотрудников, которые отработали в условиях, которые отклоняются от нормы (сверхурочно, ночью, в праздники) оплата должна производиться сверх МРОТ. К такому выводу пришли судьи Конституционного Суда РФ от 11.04.2022 № 17-П. Этот вывод означает, что сотрудникам, которые, например, работают ночью необходимо сначала произвести доплату до МРОТ, и только потом начислить оплату за ночую работу (подробнее см. статью).

По общему правилу, заработная плата работника должна быть не менее МРОТ, если сотрудник отработал полную месячную норму рабочего времени (ч.3 ст.133 ТК РФ). Но не редки ситуации, когда полная месячная норма сотрудником не вырабатывается. Например, работник был в отпуске, на больничном или отсутствовал на работе по иным уважительным или неуважительным причинам. В таком случае месячная оплата может быть и менее МРОТ, но важно, чтобы в пересчете на полное рабочее время оплата соответствовала размеру МРОТ.

Также региональные соглашения об установлении МРОТ имеются в Московской, Ленинградской областях и ряде других регионов. Соответственно, в данных регионах, если работодатели не подпадают под указанные выше исключения, размер заработной платы работников должен быть не менее установленного в субъекте РФ МРОТ.

В соответствии с действующим в Москве соглашением на 2022-2022 годы, размер МРОТ в столице на очередной год равен величине прожиточного минимума трудоспособного населения города на соответствующий год. Очевидно, что данный принцип сохранится и в 2022 году.

Обращаем внимание, что это федеральный размер МРОТ. При этом субъекты Российской Федерации на своем уровне предусматривают собственный минимальный размер оплаты труда (ст. 133.1 ТК РФ). Данный размер устанавливается региональным соглашением и действует в отношении всех работодателей, которые осуществляют деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением:

Отметим, что отказаться от присоединения к соглашению работодатель может только в течение 30 календарных дней с даты, когда было опубликовано предложение о присоединении к соглашению. Поэтому, если 30-дневный срок истек, работодатель не предпринял никаких активных действий, считается, что на него распространяется действие данного соглашения.

Статья 143 ТК РФ

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

3. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих содержат квалификационные характеристики основных видов работ в зависимости от их сложности, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам работников. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих предназначен для тарификации работ (определения разряда их сложности) и присвоения разрядов рабочим. Он представляет собой сборник тарифно-квалификационных характеристик для всех профессий рабочих, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. На основе тарифно-квалификационного справочника определяется разряд работ и присваиваются разряды рабочим.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В настоящее время применяются Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983 г., и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37.

2. Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, при помощи которых производится дифференциация заработной платы различных категорий работников в зависимости от сложности, интенсивности, условий труда, природно-климатических условий выполнения работы. Она включает в себя следующие элементы: тарифные ставки, оклады (должностные оклады); тарифные коэффициенты; тарифную сетку.

Что касается компенсационных выплат (доплат и надбавок), необходимо учитывать следующее. Их цель – компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием факторов (производственных, климатических и т. п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки зарплаты – минимального оклада (должностного оклада), ставки зарплаты работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Таким образом, оклад (тарифная ставка) – это часть заработной платы, которая включается в МРОТ. Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ, при условии что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые по смыслу ст. 129 ТК РФ являются элементами зарплаты, не ниже размера МРОТ с 1 января 2022 года согласно закону 463-ФЗ.

Напомним, что в силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. Таким образом, при определении размера МРОТ с 1 января 2022 года должна быть соблюдена величина МРОТ, установленного федеральным законом.

При сравнении заработной платы с МРОТ в сумме зарплаты не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. постановления Президиума ВС РФ от 07.02.2022 № 4ПВ17, КС РФ от 07.12.2022 № 38-П)

Что бухгалтеру надо знать про единую тарифную сетку по разрядам на 2022 год

Основа оценки — понимание того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, и тем выше его заработная плата. Когда специалисты кадровой службы работают над созданием тарифной и квалификационной сетки, они совместно с руководителями подразделений определяют:

При прежней системе имелся и 18 разряд учителя — это был максимально возможный уровень. Но сейчас установить его невозможно, максимально допускается 16-й, и то (см. постановление Минтруда РФ от 11.11.1992 № 33) при условии, что педагог руководит образовательным учреждением.

В документе указано, что для водителя трамвая и троллейбуса тарифный разряд — это 6-й или 7-й (зависит от длины состава). Но при работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн человек труд водителя оплачивается по более высокому разряду, а если в городе более 1 млн человек, то разряд повышается на 2 единицы. Для каждого из разрядов установлен повышающий коэффициент, и, к примеру, вилка разряда 5 для специалиста — от 1,63 до 2,06. Какой конкретно коэффициент выбрать, решает уже руководство.

Как государственный инструмент управления доходами граждан, единая тарифная система отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (постановление Правительства от 05.08.2008 № 583), где тоже предусмотрена система повышающих коэффициентов за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и т. д. Но в крупных производственных компаниях до сих пор разрабатывается и утверждается единая тарифная сетка по разрядам на 2022 год, поскольку руководство рассматривает такой вариант оплаты, как гибкий управленческий механизм, оперативно и точно решающий такие кадровые задачи:

Для бюджетных организаций тарифная ставка наименьшего разряда и повышающие ее коэффициенты устанавливаются на государственном уровне отраслевыми соглашениями и региональными постановлениями. В коммерческих организациях вводится собственная тарификационная сетка, разработанная с учетом коллективного, профсоюзного мнения.

В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ, после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). А оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 3 ст. 129 ТК РФ).

Рекомендуем прочесть:  Закон Кемеровской Области Присвоении Ветерана Труда

Таким образом, если организация своевременно не отказалась от присоединения к Соглашению, то с 1 января 2022 г. месячная заработная плата работника, работающего на территории г. Санкт-Петербург и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует Соглашение, не может быть ниже 19 000 руб. при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности), а тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 14 300 руб.

В соответствии с п. 1.2 Соглашения, размер минимальной заработной платы не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда и включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), включающую тарифную ставку (оклад), или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации.

Да, с 1 января 2022 года в штатном расписании размер оклада (месячного тарифа) работника 1-го разряда не должен быть менее 14 300 руб., несмотря на существующую в организации премиальную систему, позволяющую отрегулировать месячную заработную плату до 19 000 рублей.

Рекомендации Минтруда РФ по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предприятий (4-е издание, переработанное и дополненное)

Практика установления общегосударственных минимальных размеров оплаты труда в последние годы показывает, что тяжелое экономическое положение страны в настоящее время не позволяет устанавливать размер минимальной оплаты труда, равный прожиточному минимуму. Пока минимальная заработная плата отклоняется в сторону уменьшения от стоимостного выражения прожиточного минимума, что ставит под угрозу нормальное воспроизводство работников. Именно поэтому позиция Правительства Российской Федерации и Федерации независимых профсоюзов Российской Федерации по данному вопросу состоит в последовательном сближении размеров минимальной заработной платы и прожиточного минимума, что и нашло отражение в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (1997 г.). В соответствии с ним минимальный размер оплаты труда должен поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума, а соотношения между этими социальными индикаторами на очередной финансовый год — устанавливаться законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

1.1. В коллективном договоре в качестве основы для построения тарифной оплаты труда работников предприятия прежде всего фиксируется наименьший уровень оплаты за выполнение нормы труда (круга трудовых обязанностей), который и является минимальной ставкой (минимальной тарифной ставкой). Она устанавливается за выполнение простых работ (работ низшего уровня сложности) наименьшей значимости для предприятия, осуществляемых в нормальных условиях труда и с нормальной напряженностью. Невыполнение (по независящим от предприятия причинам) работником, занятым на таких работах, норм труда автоматически снимает с администрации обязанность выплаты ему полного размера минимальной тарифной ставки.

Тарификация главных специалистов (13-17-й разряды) соотнесена как с тарификацией начальников цехов, так и руководителей предприятий и производственных объединений. С одной стороны, она превышает разряды оплаты труда начальников цехов, одновременно пересекаясь с ними, с другой — в ряде случаев уравнена с разрядами оплаты труда директоров и генеральных директоров. Так, на одном уровне с тарификацией директоров и генеральных директоров (13-17-й разряды) предусмотрена тарификация главных инженеров, которые, хотя и являются вторыми лицами на предприятиях, но уровень их квалификации и роль в производстве не уступают уровню и роли директоров и генеральных директоров. Аналогично решен вопрос с тарификацией главных конструкторов крупных предприятий, например авиационных.

Принятие 11%-ного нарастания ставок оплаты в ETC основывается на определенном социологами нижнем пределе (пороге) ощущения роста материальной заинтересованности, которым является 10%-ное увеличение оплаты труда. Установленное в Единой тарифной сетке несколько большее нарастание ставок обеспечивает более чем пятикратное повышение ставки 17-го разряда по сравнению с 1-м разрядом (табл. 3). Таким образом, 11%-ное нарастание ставок оплаты труда является низшим пределом их увеличения от разряда к разряду. В табл. 4 для сравнения приводятся варианты ETC с более высоким — 14 и 17%-ным нарастанием ставок и с соответствующими диапазонами сеток 1:8,16 и 1:12,34.

Число разрядов в ETC для производственных отраслей (17) определено в результате сопоставительного анализа различий в сложности труда рабочих и профессионально-должностных групп служащих в сочетании с экспертной оценкой места отдельных должностей служащих в единой сетке. В этих же целях сравнивались установленные ранее действовавшими условиями тарификации размеры ставок и окладов работников по группам.

  • число рабочих часов в каждом месяце различно, ежемесячное изменение часовой ставки нецелесообразно;
  • ставка, определенная по МРОТ, признана заниженной. Например, при МРОТ, равном 12130 руб., и 40-часовой рабочей неделе в мае 135 рабочих часов стоимостью 89,85 руб. (12 130 / 135), а в июле 176 рабочих часов стоимостью 68,92 руб. (12 130 / 176).

МРОТ устанавливается ежегодно и приравнивается к прожиточному минимуму трудоспособного населения за 2 квартал прошлого года. В 2022 году этот показатель составляет 12 130 руб. (Федеральный закон от 27.12.2022 № 463-ФЗ). Регионы могут устанавливать свой уровень минимальной оплаты, который не может быть ниже федерального, т. е. 12130 руб.

Законодатели обеспокоены тем, что занижение заработной платы позволяет субъектам получать необоснованно завышенную прибыль и незаконно снижать платежи по налогам и взносам. При этом подчиненные вынуждены соглашаться на выплаты «в конвертах», боясь остаться без работы, особенно в период пандемии COVID-19.

  • ИФНС обращает внимание на заниженные доходы в формах 6-НДФЛ, «Расчете по страховым взносам» (для этого разработаны специальные контрольные соотношения, сопоставляющие показатели с МРОТ и среднеотраслевыми показателями по зарплате в регионе);
  • инспекторы направят требование работодателю пояснить низкие показатели зарплаты;
  • налоговики направляют информацию о нарушениях в трудинспекцию, поэтому для работодателей, занижающих уровень зарплат, возможен вызов на комиссию по труду;
  • плательщик также рискует попасть в план выездных налоговых проверок (п. 5 приложения 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Устанавливая МРОТ, государство стремится защитить права граждан от недобросовестных работодателей. Новый МРОТ, предусмотренный законопроектом с 1 января 2022 года, предполагает установление часовой ставки оплаты труда не менее 150 руб. в отношении сотрудников, работающих по срочным трудовым договорам сроком до 3 месяцев в режиме неполного рабочего времени.

Постановление президиума ВС РФ о размерах окладов, тарифных ставок и МРОТ

Верховным Судом РФ был сделан вывод: размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.

Определение КС РФ от 01.10.2009 N 1160-О-О «По жалобе граждан Миткалева Виталия Александровича, Хисаевой Лилии Исмагиловны и Юмагулова Марса Расульевича на нарушение их конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации».
Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» (вступил в силу для СССР с 3 января 1976 г.).

Также нужно учитывать и Определение КС РФ N 1160-О-О . В нем подчеркивается, что согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в одинаковой мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже МРОТ, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315 — 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

С принятием Закона N 54-ФЗ ситуация изменилась. Теперь не ниже МРОТ должна быть не величина оклада, а вся сумма заработной платы, поэтому многие решили, что можно оклады устанавливать в размере менее МРОТ и при этом предусматривать компенсационные и стимулирующие выплаты с целью доведения заработной платы до МРОТ. На практике это повлекло многочисленные нарушения трудового законодательства: фактически МРОТ выплачивали не просто за отработку месячной нормы рабочего времени и выполнение должностных обязанностей, а за «сверхнормативную» нагрузку, пределы которой определял работодатель, за выполнение различных дополнительных обязанностей, переработку по графику и за его пределами, дополнительную работу в течение рабочего дня (совмещение профессий, должностей, расширение зоны обслуживания и т.д.).

Выполнение указанных норм вызывало большие трудности у федеральных бюджетных образовательных учреждений. Однако принятие Постановления Президиума ВС РФ от 10.03.2010, в котором даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, включая вопросы в рамках трудовых правоотношений, делает невозможным выделение не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета, на выплаты стимулирующего характера без значительного увеличения общего фонда оплаты труда, формируемого за счет средств федерального бюджета.

Рекомендуем прочесть:  Могут ли судебные приставы повторно описывать имущество

Базовая ставка

Новая система делает расчет зарплат бюджетников проще и логичнее. Уменьшается количество разного рода доплат. Однако у руководителей государственных организаций появляются дополнительные возможности для дополнительных выплат работникам. Также заявлено, что не допускается снижение реальных зарплат в бюджетной сфере.

22 декабря 2022 года Указом № 482 вносятся изменения в нормы Указа № 27 от 18 января 2022 года «Об оплате труда работников бюджетных организаций». Таким образом, с 1 июля 2022 года увеличивается размер премирования с 5% до 20% от суммы окладов работников. Так же увеличится размер единовременной выплаты на оздоровление с 0,5 до 1 оклада в год с 1 января 2022 года.

Базовая ставка регламентирует отплату труда работников бюджетных организаций, а также для оплаты труда работников иных организаций, зарплаты которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Изменение размера базовой ставки позволит увеличить удельный вес гарантированной (тарифной) части заработной платы работников.

С 1 января 2022 года базовая ставка составляет 207 рублей. Действующий бюджет прожиточного минимума – 296.55 рублей. Согласно постановлению Совета Министров от 21 декабря 2022 года № 738 с 1 января базовая ставка повышена на 9 рублей. Ранее ставка составляла 198 рублей.

Размер базовой ставки определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении размера базовой ставки» на основании подпункта 16.2 пункта 16 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2022 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

Тарифная ставка является гарантией получения денег за работу для сотрудника, при условии ее добросовестного выполнения. Дополнительные выплаты, премии, компенсации в состав понятия «тарифная ставка» не входят. Следовательно, тарифная ставка является минимальной оплатой труда работника, к которой, в процессе формирования заработной платы и расчетов, присоединяются другие составляющие зарплаты.

Работник, в присутствии членов комиссии, сдает квалификационный экзамен, который включает проверку теоретических знаний и, в некоторых случаях, практических навыков. Если экзамен сдан успешно, работник получает определенный разряд или переходит из одного в другой, о чем производится запись в его трудовой книжке. Для тарификации руководителей, а также служащих и специалистов, применяется единый справочник указанных должностей.

Работник, выполняя профессиональные функции в организации, вознаграждается за свой труд выплатой заработной платы. Начисление заработной платы, независимо от используемой системы расчетов, производится с учетом принципов и положений трудового законодательства об оплате труда и не должно противоречить другим нормам закона.

Российский трудовой закон в своих положениях определяет порядок установления тарифных систем. Независимо от правовой формы организации и вида ее деятельности, тарифная система оплаты устанавливается местными нормативными актами, положениями коллективных договоров, соглашениями.

Данные справочники необходимы для регламентирования труда представителей основных рабочих профессий, должностей руководства, служащих и специалистов в составе предприятия. С помощью положений единого справочника можно определить соответствие работника занимаемой должности.

Что такое ставка заработной платы, на основании чего она рассчитывается и чем отличается от оклада

Почасовая ставка может определяться несколькими способами: через деление месячной ставки к количеству рабочих часов по календарю. При втором способе часовая ставка рассчитывается путем деления оклада на среднемесячное количество часов в течение календарного года. Точный алгоритм расчетов, используемый работодателем, нужно зафиксировать в локальном нормативно-правовом акте (например, в коллективном договоре).

Тарифная ставка представляет минимальный заработок в производственной сфере и начисляется в зависимости от единицы произведенной продукции или на основе отработанного времени (час, неделя, день и пр.). Такой способ оплаты широко используется в добывающей и обрабатывающей промышленности, строительной отрасли и пр. Результаты труда здесь легко оценить: количество произведенных изделий, объем выполненных работ и пр.

Дневные ставки применяются в случае выполнения работы в течение дня. При этом количество рабочих часов в дне одинаковое, но отличается от нормы по Трудовому кодексу. То есть дневные ставки целесообразно использовать, если количество рабочих дней отличается от стандартных 5 дней.

Тарифная ставка представляет собой документально закрепленную величину вознаграждения за достижение трудовой нормы или прочей степени трудности за единицу времени. Основной принцип применения тарифных ставок состоит в выплате одинакового вознаграждения за одинаковую меру труда.

Данные способы начисления заработка имеют разные сферы применения. Так, оклад можно использовать для установления минимального заработка за месяц для обширного круга специалистов. Все они обладают общими чертами: объем проделанной ими работы невозможно оценить количественно, а результат труда поддается оценке лишь в отдаленной перспективе. Окладный способ обычно используется для бухгалтеров, секретарей, юристов, административно-хозяйственного персонала и пр.

Лидеры мнений: учитывать ли повышение «по контракту» для выплат, которые зависят от тарифной ставки

Повышения тарифной ставки (тарифного оклада) не являются самостоятельными выплатами. Тарифная ставка (тарифный оклад) с учетом повышения за работу по контракту является минимальным размером оплаты труда конкретного работника. Поэтому такое повышение следует учитывать при расчете указанных в вопросе выплат.

Полагаем, что вместо фразы «минимальный размер оплаты труда работника» лучше было бы употребить «гарантированный (фиксированный, неснижаемый) размер оплаты труда», так, тарифная ставка (тарифный оклад) должна быть у всех без исключения категорий работников вне зависимости от системы оплаты труда;

С учетом этого напрашивается вывод, что при начислении минимального размера рассматриваемых выплат применяются тарифная ставка (тарифный оклад), оклад без учета их повышения и надбавки за работу по контракту. При этом отметим, что нормы ч. 3 ст. 7 ТК позволяют нанимателю установить в ЛПА выплату компенсаций, доплат и т.д. в размере большем, чем это предусмотрено законодательством о труде.

В связи с этим на практике часто возникает вопрос: для исчисления указанных выплат применяются тарифные ставки (тарифные оклады) с учетом повышения за работу по контракту или без него? Иными словами, что следует понимать под «тарифной ставкой (тарифным окладом)», если в норме законодательства не упоминается, учитывать ли при этом повышение за работу по контракту?

2) не приведено различие между тарифной ставкой и тарифным окладом. На практике тарифную ставку используют в отношении профессий рабочих, а тарифный оклад — должностей служащих, но вопрос отсутствия четкого законодательного разграничения данных понятий остается.

Введение нового почасового МРОТ

  • ИФНС обращает внимание на заниженные доходы в формах 6-НДФЛ, «Расчете по страховым взносам» (для этого разработаны специальные контрольные соотношения, сопоставляющие показатели с МРОТ и среднеотраслевыми показателями по зарплате в регионе);
  • инспекторы направят требование работодателю пояснить низкие показатели зарплаты;
  • налоговики направляют информацию о нарушениях в трудинспекцию, поэтому для работодателей, занижающих уровень зарплат, возможен вызов на комиссию по труду;
  • плательщик также рискует попасть в план выездных налоговых проверок (п. 5 приложения 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

МРОТ устанавливается ежегодно и приравнивается к прожиточному минимуму трудоспособного населения за 2 квартал прошлого года. В 2022 году этот показатель составляет 12 130 руб. (Федеральный закон от 27.12.2022 № 463-ФЗ). Регионы могут устанавливать свой уровень минимальной оплаты, который не может быть ниже федерального, т. е. 12130 руб.

Законодатели обеспокоены тем, что занижение заработной платы позволяет субъектам получать необоснованно завышенную прибыль и незаконно снижать платежи по налогам и взносам. При этом подчиненные вынуждены соглашаться на выплаты «в конвертах», боясь остаться без работы, особенно в период пандемии COVID-19.

  • число рабочих часов в каждом месяце различно, ежемесячное изменение часовой ставки нецелесообразно;
  • ставка, определенная по МРОТ, признана заниженной. Например, при МРОТ, равном 12130 руб., и 40-часовой рабочей неделе в мае 135 рабочих часов стоимостью 89,85 руб. (12 130 / 135), а в июле 176 рабочих часов стоимостью 68,92 руб. (12 130 / 176).

Устанавливая МРОТ, государство стремится защитить права граждан от недобросовестных работодателей. Новый МРОТ, предусмотренный законопроектом с 1 января 2022 года, предполагает установление часовой ставки оплаты труда не менее 150 руб. в отношении сотрудников, работающих по срочным трудовым договорам сроком до 3 месяцев в режиме неполного рабочего времени.

Данные способы начисления заработка имеют разные сферы применения. Так, оклад можно использовать для установления минимального заработка за месяц для обширного круга специалистов. Все они обладают общими чертами: объем проделанной ими работы невозможно оценить количественно, а результат труда поддается оценке лишь в отдаленной перспективе. Окладный способ обычно используется для бухгалтеров, секретарей, юристов, административно-хозяйственного персонала и пр.

Месячные ставки действуют при соблюдении процесса нормирования рабочего времени: если у работников твердые фиксированные выходные и стабильный график. В этом случае табель учета рабочего времени подлежит закрытию независимо от количества фактически отработанных часов: после отработки месячной нормы сотрудник зарабатывает ставку.

Тарифная ставка представляет собой документально закрепленную величину вознаграждения за достижение трудовой нормы или прочей степени трудности за единицу времени. Основной принцип применения тарифных ставок состоит в выплате одинакового вознаграждения за одинаковую меру труда.

Дневные ставки применяются в случае выполнения работы в течение дня. При этом количество рабочих часов в дне одинаковое, но отличается от нормы по Трудовому кодексу. То есть дневные ставки целесообразно использовать, если количество рабочих дней отличается от стандартных 5 дней.

Тарифная ставка представляет минимальный заработок в производственной сфере и начисляется в зависимости от единицы произведенной продукции или на основе отработанного времени (час, неделя, день и пр.). Такой способ оплаты широко используется в добывающей и обрабатывающей промышленности, строительной отрасли и пр. Результаты труда здесь легко оценить: количество произведенных изделий, объем выполненных работ и пр.

Оцените статью
Правовая защита населения